Подходить к островам интересно. Смутные очертания вдали постепенно обретают четкость, и вот уже видны незнакомые горы, дома, пальмы, автомобили. Полчаса -- и ты среди них, но при этом свободен от проблем: удобное жилище ждет тебя на корабле, и можно вернуться и сесть в мягкое кресло, когда захочется. Вход на все острова -- безвизовый.
Пришвартовались, и иди куда пожелаешь. Стоянка длится от шести до двенадцати часов и обычно приходится на дневное время. Если далеко не ездить, а сразу отправиться в город, быстро убеждаешься, что мореплаватели по-прежнему прибывают на Карибские острова за сокровищами (наш маршрут так и назывался "Сокровища Карибских островов"). Причем долго искать не приходится. В каждом портовом городе десятки магазинов, которые торгуют весьма качественными и недорогими ювелирными украшениями. Тут тебе и золото, и камни на любой вкус. И на первой же остановке после своей удачной игры в казино русская красавица Алена купила себе массивное золотое кольцо -- в Европе подобные вещи стоят в полтора-два раза дороже, заключили знатоки. Вся прочая торговля -- это обычные колониальные товары, поэтому я с чистой совестью оставляю эту тему. Из островных городов мне больше всего понравился портовый Сан-Хуан в Пуэрто-Рико. Мы приехали туда под вечер. -- Могу ли я вас спросить, куда вы идете? -- бравый полицейский слегка подмигнул мне. А я шла по сказочному бульвару, вдоль моря. И направлялась к крепости на вершине горы. Большие старые деревья были чудесно подсвечены, море, как положено, пахло морем и рыбой, оно качало огни и рыбацкие лодки, и я наконец-то чувствовала себя совершенно довольной. -- Хочу посмотреть город, -- отвечаю. -- Что-нибудь не так? Полицейский любезнейшим образом объяснил, что вообще-то у них в Сан-Хуане совсем безопасно, но тем не менее по паркам и бульварам не стоит вечером гулять без сопровождения. Он сказал, что впервые встречает русскую даму и потому особенно огромная ответственность ложится на его плечи. Он не может меня проводить, и, если я не хочу ждать, пока он закончит обход, и собираюсь дальше бродить в одиночестве, мне придется свернуть на хорошо освещенные центральные улицы. Я послушалась и ничего не потеряла. О, какой это город! Настоящий старинный испанский колониальный город, а не какая-нибудь дешевая курортная подделка. Город легких белых особняков с кружевными балкончиками и узких улиц, взбегающих на гору. Город латиноамериканской музыки и какого-то безудержного, бесшабашного веселья. Мне никогда не встречалось место, где воздух так сильно горячит кровь. Будто вдыхаешь какой-то радостный дурман и начинаешь верить, что все на свете только и делают, что пьют вино, танцуют и веселятся под тропическим небом. На улицах со мной несколько раз здоровались незнакомые люди. Из машины выскочила стройная девчонка, сплясала на тротуаре короткий танец, хлопнула дверью и уехала (видимо, у них тут потребляют не только вино). Под манговым деревом в маленьком ресторанчике во дворике с аркой сидели немецкие туристы с нашего корабля. Местный житель с чуть желтоватой кожей играл на гитаре и пел про любовь. Выглядел артист презабавно: интеллигентное худое лицо, очки, буйная кудрявая шевелюра и длинная футболка, из-под которой торчали волосатые ноги в сандалиях. Но песня была страстная и красивая, струнные переборы бередили душу, и хотелось тоже петь, играть на гитаре и любить. В перерывах между песнями артист рассуждал о жизни. -- У нас тут настоящая демократия. Мы все друг друга обожаем. На других островах вы найдете дискриминацию. Либо белые дискриминируют черных, любо черные -- белых, где-то не любят китайцев, где-то -- индийцев. Но у нас всех поровну: белых, черных, цветных. И все рады гостям. Вы уже были на Багамах? Вот приедете -- сравните. Это совершенно равнодушные люди. Местное вино, как все здесь, оказалось горячим, терпким и страстным. На обратной дороге я остановилась на набережной послушать еще какую-то зажигательную, будоражащую кровь мелодию. Симпатичные молодые ребята тоже знали свое дело, причем они пели и играли не за деньги. Я все не могла уйти. Заметив мою заинтересованность, от группы артистов отделилась девушка, подошла и всучила мне тоненькую брошюрку. Смотрю, а это религиозная, баптистская книжечка. -- Так что же вы поете? -- изумилась я. -- Это религиозные песни. Браво, Пуэрто-Рико. Должна признать, я действительно нигде больше не видела сразу столько веселых людей. Но потом, вернувшись на корабль, встречаю знакомого американца, и он меня спрашивает: "Ольга, вы что, были на берегу? Одна? Это же опасно, там много хулиганов. Мы с женой вообще не выходили". Кстати, этот американец -- белорус по происхождению. Раньше его звали Семен, и он служил летчиком-истребителем в советской армии во время второй мировой войны. В конце войны был направлен в армию союзников, в Берлин, и потом эмигрировал. Он рассказал, что в Америке работал инженером, проектировал мосты, на родине ни разу не был. "Разве летчики-истребители боятся хулиганов? -- стала подтрунивать я. -- Так может вообще не сходить на берег?" Но летчик разрешил. Одобрил и Виргинские острова, и Багамские. Только полюбившийся мне Пуэрто-Рико вызывал у него подозрения. (Но я не стану слушаться и постараюсь как-нибудь организовать специальное "Большое путешествие" по этой стране.) Конечно, во время коротких остановок не успеваешь как следует распробовать острова. Все они кажутся потом похожими -- они зелены, но не сияют какими-то особенными изумрудными красками. Обычно это целые архипелаги, есть гористые, есть не очень. Самое, пожалуй, интересное -- малообитаемые острова с девственной природой -- мы практически не видели. Правда, пару раз, разочарованная недостатком моря, я садилась на лодки, которые возят туристов нырять с масками и плавать у островных пляжей. И это было самое лучшее время: Карибское море миролюбиво, бархатный песок тепл и нежен, рыбы необыкновенны. Кстати, на Багамах мне тоже понравилось. Но их жители действительно не слишком эмоциональны. Они странно медлительны для южан и не очень разговорчивы. Видимо, это как-то связано с рельефом: самый большой и главный багамский остров оказался совершенно ровным и гладким, как стол.
Зависть
Видимо, из солидарности со мной Сьюзан решила-таки поехать в город. Водитель-островитянин попытался скрыть свои сомнения и взялся осторожно втискивать Сьюзан в автомобиль. Нужно было взобраться на довольно высокую подножку. Все остальные пассажиры сопереживали и не выказывали ни малейшего нетерпения. Мы проехали до первой остановки у какого-то сувенирного магазина. Остановились. Сорокаградусная жара давала себя знать. Сьюзан, тяжело дыша, с помощью водителя выбралась наружу. -- Хочу вернуться назад, город мне не нравится, -- неожиданно объявила она. Все собрались и начали думать, что делать. Ведь поездка только началась. Предложили: все подождут, а таксист отвезет Сьюзан на корабль. Эта перспектива водителю не очень понравилась, и он нашелся: -- У моей машины очень высокая ступенька. Лучше я поймаю легковое такси. И позже эта мысль не раз приходила мне в голову. Среди моих попутчиков на Century было множество прекрасных, счастливых, ухоженных старичков и старушек. Некоторых возили в блестящих современных инвалидных колясках, некоторые передвигались опираясь на удобные костыли с колесиками, и все радовались жизни. Наряжались, посещали парикмахерскую, ходили на вечерние шоу, ездили на экскурсии и изучали новые страны. Боже, как прекрасна такая счастливая уважаемая старость! Когда все тебя берегут и красивый корабль везет куда-то, когда нет никаких хлопот и жизнь полна красок. Но боюсь, милая Сьюзан, что мне пока нечего вам предложить в России. Пока. Напрасные страхи Меня теперь часто спрашивают: а не укачивает ли на корабле? Есть ли опасности? И скажи прямо наконец, тебе понравилось или нет? Отвечаю по порядку. Во-первых, насчет качки. При небольших и средних волнениях опасности нет. Эти огромные современные корабли оснащены стабилизаторами -- подводными лопастями, которые умеют гасить качку. Карибское море вообще считается довольно спокойным, и у нас эта система включалась всего однажды. Дело было к ужину, палуба стала как-то вдруг уходить из-под ног, все заволновались, забеспокоились: а надо ли есть, можно ли выпивать по обыкновению? Но все быстро кончилось: внизу что-то немножко погрохотало (это выпустили те самые стабилизаторы), и никто даже не узнал, что такое морская болезнь. Бывалые люди рассказывали, что при сильном волнении качка все-таки есть. Но в сильное волнение уважающие себя комфортабельные суда редко попадают, и тот, кто боится морской болезни, вполне может выбрать себе спокойный маршрут. Дальше про опасности. Меня волновали в основном две. Первая: я немного боялась акул, когда мы купались у незнакомых берегов и ныряли. Никто с полной уверенностью наличие акул не отрицал. Говорили только, здесь их быть не должно, мы не помним случая, чтобы кого-нибудь съела акула. И действительно, видите, не съела. Вторая опасность. Мореплавателям, безусловно, грозит смерть от собственного обжорства. Представьте себе: много свободного, бездельного времени, и всегда открытые на корабле рестораны и грили с едой, за которую не надо платить. Особенно мне стало страшно однажды, когда было объявлено очередное ночное празднество. Шикарный зал, оркестр, повара выстроились в ряд. Гости в вечерних костюмах, а на столах -- нечто невообразимое. Не просто еда, но и ледяные фигуры дельфинов, затейливые украшения из сладостей и фруктов. Метрдотель громким голосом стал рассказывать, из чего сделаны эти горы снеди, которую предстояло съесть. Помню точно, что цыплят было три тысячи -- кошмар какой-то! Ведь только два часа назад отужинали по полной программе. Вы спросите, как я вышла из положения? Да знаете, все само прошло. Тяжело только сначала, потом привыкаешь. И последнее: понравилось ли мне? Был, помнится, такой анекдот: -- Гиви, ты помидоры любишь? -- Кушать люблю, а так -- нет. Так вот, у меня все наоборот: мне вообще нравятся новые страны, моря и корабли. Мне понравился и Century. Но "кушать" это, то есть плыть по расписанию и всегда пребывать в большом обществе, -- удовольствие на любителя. Почему-то мне часто казалось, что огромный, великолепный наш корабль выглядит чудовищным излишеством. Ну да, девушки стайками расхаживают на шпильках, и их не качает. Зато природе, судя по всему, он совсем не мил, и ей непонятно, что за странная идея -- отправиться в море, закрывшись в гигантском плавучем доме и смотреть на воду свысока. Она терпит, но по-своему мстит: представьте, с борта корабля я ни разу не видела в воде никого живого -- ни дельфинов, ни летучих рыб. Может, они и были, да разве разглядишь с высоты? У меня случилось всего одно серьезное приключение. Перед посадкой на Century меня огорошили: с вашей обычной журналистской визой мы можем пустить вас на корабль, но с условием: вы высадитесь в конечном пункте, на Багамах, и в Америку вместе со всеми возвращаться не будете. Иначе вам грозит штраф $25 тысяч. Выяснилось, что мы все -- и я, и организаторы моей поездки -- были новичками в круизном деле, и никто не позаботился о наличии у меня в паспорте американской мультивизы (а именно такая виза нужна для круиза). И вот всю поездку меня терзали заботы (ну не желала я оставаться на Багамах и все тут). Мы звонили в Москву и слали факсы, но до последнего дня не было ни малейшей уверенности, что меня пустят домой. В конце концов в американском консульстве в столице Республики Багамские острова городе Насау мне любезно поставили визу. Я успела последний раз искупаться в море и с облегчением посмотрела вместе со всеми на великолепную предзакатную панораму, когда мы отчалили. В общем, приключения на современный лад, без которых лучше обойтись. Вывод очевиден: устраивайте путешествия через опытные, проверенные компании, и все у вас будет хорошо. А вот что мне рассказали специалисты в круизном деле: сейчас по морям-океанам ходят около 30 гигантских кораблей, по размерам приближающихся к "Титанику". И строятся новые: к двухтысячному году на воду будет спущено еще примерно 20 огромных судов. Видите, многим нравится. В прошлом году примерно пять миллионов человек (больше, чем население Парижа) совершили круизы на судах ведущих круизных компаний. И справедливости ради должна признаться, что чем больше проходит времени, тем ласковей я вспоминаю свое плавание. И может быть, даже все-таки соберусь в круиз еще до того, как мне исполнится семьдесят пять лет. Разве можно зарекаться?
Еще немного о круизах
В мире действует около десятка крупных уважаемых круизных компаний, и маршруты, которые они предлагают, охватывают все моря и океаны (за исключением самых холодных). Путешествовать по морю с комфортом можно круглый год, от трех дней до месяца. Маршруты любые -- от Аляски и Норвегии до Австралии и Аргентины. "Звездочность" кораблей различна (от трех звезд до категории люкс), поэтому, отправляясь в путь, следует поточнее наводить справки. Иностранные круизные компании сотрудничают с несколькими российскими туристическими агентствами. "SVO туры и круизы" помимо Celebrity Cruises представляет еще пять больших пятизвездочных компаний. Представителем известной компании Royal Caribbean является московское туристическое агентство "Ланта тур". И последнее. Корабли большинства круизных компаний красивы и комфортны, но все-таки надо четко понимать, что под понятием "круиз" практически всегда понимается вид массового туризма (это и не может быть иначе, когда на борту находится полторы, две или три тысячи человек). Отдельно стоят индивидуальные круизы на яхтах и круизы на сравнительно небольших теплоходах, которые предлагают некоторые дорогие компании (они используют теплоходы класса люкс, пассажиров на двести). В числе таких компаний Seabourn (в России компанию представляют "SVO туры и круизы") и Radisson Seven Seas (круиз можно заказать через представительство Meridien & Fofte в Москве). Суеты на этих кораблях гораздо меньше, пространства, моря и изысканных удовольствий -- больше, но и деньги там другие: недельный круиз стоит от $6000.
Комментарии: 1