Долина Вулканов

Бурятия Бурятия

Долина Вулканов   Эту поездку мы планировали давно и готовились к ней основательно. И вот наконец-то звёзды сложились как нужно, мы согласовали отпуска, договорились с доставкой, и мы отправляемся... Впереди месяц похода, неизведанные места, потрясающая природа и вулканы..

Маршрут: с. Орлик - р. Сенца - мин.ист. Чойган - мин.ист. Хойто-гол - Долина вулканов - оз. Хара-Нур. Из Иркутска через Слюдянку, приграничный с Монголией посёлок Монды и отправная точка пути — село Орлик. В Иркутске, с отправной точки — вокзала, знакомимся с нашим водителем — Борис, бывший лесничий в тункинской долине, а ныне «хозяин тайги», обеспечивающий заброску до пешеходной тропы. На его машине едем до Орлика, где состоится наша первая ночёвка. Небольшое село, местное население — скотоводы-буряты. Знакомимся с нашими попутчиками, пара из Иркутска и несколько тувинцев. Утром ранний подъём. Легковые машины тут уже не пройдёт, поэтому пересаживаемся на Газ-66. На нём мы сможем проехать еще 80 километров под перевал Чойган-Дабан. Выезжаем, все сидят в кузове. Вид зелёных лугов постепенно сменяется вырастающими на горизонте горами. И первое препятствие — болото. Грузовик идёт очень медленно, если завязнем и не сможем его вытащить сидеть нам здесь до следующего грузовика, который может прийти только через несколько дней. Один раз всё-таки засели. Я впервые видел, как вытаскивают машину «мертвяком» - находится большое бревно, обматывается тросом, закапывается в яму и вытягивается передней лебёдкой. Действительно, на вид, как будто из-под земли сейчас кто-то вылезет. Миновали болото, вздохнуть бы спокойно, но более-менее ровная дорога постепенно превращается в горную тропу. С одной стороны прижим скал, с другой — внизу течёт река. Дело осложняется большим количеством почитаемых местными жителями мест — бурханов. А это значит все выходят из машины, сбрызгивают на четыре стороны света водкой в знак подношения, ну и, естественно, выпивают немного сами, включая водителя. Бурханы встречаются часто, дорога становится всё интереснее. Бурхан В одном месте река, казалось бы, спокойно текущая где-то внизу, разлилась и затопила дорогу. Форсируем вброд. Форсируем реку В другом месте сошёл ледник и опять таки перегородил проезд. Ну, видимо бурханы стояли не зря, и мы в целости доехали до подножия перевала. Несколько дней отдыха, а дальше мы должны через него перейти в Тыву и спуститься к источникам Чойган-Дабан.   Утром перед выходом суматоха, к тувинцам приехали их друзья на лошадях и они отправляются намного быстрее нас. Мы же не торопясь перекусив, собравшись, в таком же спокойном темпе выходим ближе к полудню. Перевал не сложный, тропа хорошая, кругом ковёр цветов... На середине перевала табличка сообщила нам, что мы покинули Бурятию и теперь входим в Тыву. Изменения стали заметны очень скоро. Если буряты ездят исключительно на лошадях, то первые же тувинцы, которых мы встретили, проехали мимо нас на оленях.   Граница с Тывой Часов 5-6 перехода и спуск в долину. Минеральные источники Чойган. Плато, на котором находятся источники, представляет собой огромный пласт отложения солей, на котором стоит несколько довольно редких зимовий. Как потом выяснилось, тувинцы их не ремонтируют из своих соображений — будет меньше туристов. Хотя, как оказалось, не так уж их здесь и мало. Солевое плато Один из постоянных жителей вызвался быть экскурсоводом по источникам. Разнообразие которых нас поразило — железный, воду которого нельзя много пить, потому что проест все зубы. Сероводородный, довольно тёплый, но запах сами понимаете. Грязевые ванны. Молочный источник, вода которого довольно высокой температуры, к тому же смешанная с голубой глиной. В общем, что бы везде искупаться и попить воды нужен не один день. Железный источник Глазной источник Молочная ванна   Изначально в планы входил подъём на пик Военных Топографов, который находится в нескольких часах ходьбы от Чойгана, но погода и отсутствие снаряжения заставили нас передумать — всё-таки ледник и возможен сход лавины. Поэтому, проведя несколько дней в полной расслабленности, мы решили вернуться через перевал в Бурятию и уйти на другой комплекс источников — Хойто-Гол. Где-то там, вдали, Пик Топографов Несколько дней пути, подъем в горы и перед нами источники. Хойто-Гол, в отличие от Чойгана, место довольно цивилизованное, при СССР там был вполне себе неплохой курорт. Стоят старые, но добротные домики, набитые тропы, крытые ванны и даже бассейн. Мы дошли, а значит можно еще «поматрасничать». Здесь же встречаем знакомую пару из Иркутска и договариваемся идти на перевал вместе. Ванны серных источников Бассей Дорога на вулканы начинается сразу за источниками, и сразу же круто забирается вверх. День уходит только на подъем, ночевка в горах, вокруг виднеются покрытые снегом пики. Подъем в горы Тропа определяется только башенками из камней, которые при плохой погоде совершенно не видны. Ну, это мы поняли на обратной дороге, когда совершенно потеряв тропу, вышли к обрыву и внизу под склоном увидели Хойто-Гол. Спуск по «сыпухе» запомнился на долго.В непогоду в горах... Но это на обратном пути. А пока мы поднялись на ледник и долго думали как с него спускаться, выход оказался прост — верхом на рюкзаках по снежному склону. Небольшой ледник   Еще день перехода и показались они. Вулкан Перетолчина вдали Долина Вулканов (Хи-Гол)— горная долина реки Хи-Гол, покрытая застывшей вулканической лавой. Находится в Восточном Саяне, на территории Окинского района Бурятии, на стыке хребтов Окинского и Большой Саян, в верховьях реки Жомболок, близ озера Хара-Нур. Протяжённость Долины вулканов с юго-запада на северо-восток — более 20 километров. Высота дна изменяется от 1650 м над уровнем моря (Хара-Нур) до 2000 м в верхней части. Долина Хи-Гола сложена вулканическими породами, образовавшимися в результате трещинного излияния лавы на дневную поверхность. По бурятской легенде, это остатки сгоревшего дворца врага Гэсэра, подожженного его горящей стрелой. Лавовая долина В самой долине вулканом много, но выделяются из них два — Кропоткина и Перетолчина.

Вулкан Перетолчина (2044 м. над уровнем моря, высота вулкана над лавовым полем 110 м., диаметр кратера 140 м., глубина 30 м.), рядом раньше находилась могила С. П. Перетолчина с памятным крестом, точнее с крестом. Его кто-то унёс... Поэтому саму могилу мы найти так и не смогли.

Кратер вулкана Перетолчина

Кратер вл. Кропоткина около 800 м. диаметром, высота над уровнем моря 2074 м, протяженность лавового потока составляет 75 км.

Вулканы находятся на лавовом поле долины Жам-Болок, где раньше текла одноимённая река, которая теперь течёт под лавовым наплывом. Восхождение на вулканы, прогулка по лавовой долине, и наши знакомые решают выдвигаться в сторону Орлика по Жам-Болоку. Наша же группа идёт дальше до озера Хара-Нур, конечной цели нашего путешествия.

Пара дней пути, наплывы лавы переходят в зеленеющие поля. И мы вышли на озеро. Хара-Нур с монгольского — Чёрное озеро, образовалось после перегораживания лавой реки Жам-Болок. Первозданная дикая природа, нетронутая гладь озера. Горные реки, в которых хариус ловится обычным крючком...

Озеро Хара-Нур

Ну, что же, мы отдохнули, искупались, наелись рыбы. Теперь нам предстоит возвращение обратно в цивилизацию. Хотя, до этого мы еще поплескаемся в целебных источниках Хойто-Гола, вброд форсируем реку, а под конец будем прорываться через упомянутое вначале болото, только в составе трёх Уралов и соответственно на полной скорости...

Заканчивается наше путешествие, но в планах ещё вернуться в эти края, еще остались не пройденны многие маршруты, не покорён пик Топографов, и сплав по реке Сенца.