Взгляд новичка или Белуха в марте

Россия Россия

Отчет похода на Белуху

Вид с перевала Делоне в сторону Томских стоянок: Вечером собрались все в хижине. 8 марта нам не забыть. Перевал Делоне в день Рожденья Славки. Вроде как стандартные мероприятия для будничного Дня Рождения в обычный день 8-го марта! Вечером в хижине отметили эти события, вместо экзотического набора для бритья друг Славка получил в подарок свой первый ледобур Black Diamond. Последние приготовления к отрыву от надёжных баз. Окончательный подгон снаряжения, завтра взлетаем! 9 марта мы отправляемся наверх. По плану должны были дойти до перевала Большое Берельское седло (3500 м) и там сделать первую пещеру-бивуак. Но, когда поднялись на Делоне, погода стала выказывать сомнения в наших намерениях. Иванович буднично сказал, что будем врываться тут. Спустились с перевала за бергшрунд и началось! Первая в моей жизни пещера! Мне и другу Славке это мероприятие было интересным и с точки зрения наших профессий. Я – инженер строитель, он – архитектор.  Но до этого проектировать и строить на снежных склонах и из него же – не приходилось.

Немного о пещерах. Это не просто берлога в плотном снегу. Если не знать основных принципов построения снежной пещеры  – можно утром в ней уже не проснуться. Обязательно нужно центральную часть делать ниже, чем спальные места. Это для того, чтобы тяжёлая углекислота не задавила спящих. Нужна обязательно вентиляция. Внутреннюю геометрию пещеры необходимо приближать к цилиндру, или,  лучше – к куполу. Когда на улице минус 30, а то и ниже, в пещере температура близка к нулю. Тепло от нас, тепло от газовых горелок. А когда на улице ещё и ураган, то не влюбиться в пещеру-дом невозможно. Внутри пещеры создали минимальный уют. Горячий чай, вкусная еда, музыка из переносной колонки плеера. Романтика! В первой пещере, под перевалом Делоне нам пришлось тусить аж три ночёвки! Непогода, друзья, непогода! Это та самая «запердуха». Такое сленговое обозначение непогоды, когда высовываться даже в туалет из пещеры – сродни маленькому подвигу. Видимости нет, мороз настоящий, ветер страшный! Поэтому, прежде чем вам взбредёт в голову рвануть на зимнее восхождение – вспоминайте не только искристый снег и тёплые лучи полуденного солнца! И вот тут нужно обратить внимание на важнейшую деталь Восхождений. Морально-психологический климат команды. Когда день за днём бушует ураган, а мы сидим в пещере. Продукты тают, тает газ. И моральная усталость ожидания подтачивает и само желание  идти на Восхождение. Легко, когда непогода день-два, а когда больше? И начинаешь предполагать, что и на следующей стоянке может быть тоже самое, если вообще она будет, эта следующая. Вот тут заряженность на вершину каждого в команде крайне важна. Наша команда была в этом плане просто показательной. Иванович всегда знает, когда  заряженность на вершину может перейти в безрассудство. Но выжимает по максимуму любую возможность на успех. Ну а мы, что мы? Про себя: Я - новичок, я одержим  на Вершину, но старался учиться всему, что открывалось. А это наши типовые апартаменты под снежным склоном:

12 марта мы смогли продолжить путь дальше. Спустились из своей пещеры под перевалом Делоне на сковороду ледника Менсу и поднялись под перевал Большое Берельское Седло.

Под вечер становилось холодно, закружила позёмка, стали торопливо рыть очередную пещеру в склоне перевала. Впоследствии, мы этой пещере дали название «Уютная». Вот тут нужно рассказать о начале небольшого чуда. Когда рыли пещеру, то в суматохе дёргали рюкзаки с места на место. У меня  видеокамера (славная CANON LegriaHFS21) в чехле, которая была прицеплена снаружи к рюкзаку. В какой-то момент, при перетаскивании рюкзаков внутрь пещеры, камера оторвалась и улетела по склону. Мы даже этого не заметили. И лишь в пещере я заметил отсутствие камеры, когда сподобился провести видеосъёмку. Искать камеру ночью смысла не было, дождались утра.   Утром со Славкой, связавшись, пошли на поиски. Побросали от места вчерашнего нахождения рюкзаков снежные комья, чтобы понять возможную траекторию падения камеры. Стали осторожно спускаться по склону. Славка меня страховал, я шёл впереди. Склон идеально ровный, внешне никаких особых трещин. Когда друг высказал сомнения в дальнейшем продвижении из-за возможных трещин, я стукнул палкой в наст, показывая как всё тут надёжно. Для уверенности с силой стукнул ещё раз. Потом не успел сфокусироваться на деталях, а то бы всё рассказал подробней. Раздался ласковый хлопок и,  площадь в 4 квадратных метра  подо мной  несанкционированно исчезла! Да и хрен бы с ней, но вместе с ней и я исчез с поверхности! Банальный срыв в трещину. Насчёт глубины трещины  я не могу сказать, потому что даже не понял, как далеко вниз улетели мои палочка и перчатка. Спасибо другу – среагировал, заякорился. Когда вылез из трещины, желание измерить её глубину так и не появилось, да и рулетки при себе не оказалось. У Славки глаза были увеличенными.  Наверное, потому заметил, что и у самого геометрия глаз поменялась. Кто фотограф, тот знает, что с увеличением диаметра линз многое становится заметней. Светосила и прочие составляющие. В общем, решили видеокамеру дальше не искать. Реально опасно, да и шансов практически никаких, вокруг столько ловушек и для нас и для камеры. Конечно, жаль было, ведь впереди могла быть главная съёмка на вершине, а тут такая невезуха. Перевал Большое Берельское Седло. То, что камера условно дорогая, около 50 тысяч – в тех условиях даже не озаботило. Ради того, чтобы вершина пустила, отдал бы не только камеру. Надеюсь, что многим знакомо это чувство, когда вершина становится мечтой! На этом описание чуда прерву, продолжу после вершины. 13 марта мы выдвинулись в сторону перевала ТКТ, чтобы под ним сделать штурмовую пещеру. В каждой из пещер мы оставляли необходимое количество еды и газа  для освоения на обратном пути. Южный склон от перевала ББС местами был излишне снежным. Тактика продвижения группы в этом случае была следующей: первый в связке шёл без рюкзака, тропил. Первый шёл, пока хватало сил, а если сил оказывалось излишне много, то поступало предложение сменить лидера. После этого первый отступал в сторону, отстёгивался от основной верёвки, пропускал всю группу и, по проторенной дорожке возвращался назад за своим рюкзаком. Группа ждала, экс-первый возвращался с рюкзаком и становился последним в связке. Путь продолжался.  Друг Славка с солнцем на затылке: Удачное фото Ивановича. Палка как шпага. И сам он – Дартаньян: Подойти под самый перевал ТКТ не удалось. Остановились внизу Восточного Плато. Ну и по традиции – рыть дом. Пещера для шести человек, условно-комфортабельная роется за 5-6 часов. В этой штурмовой пещере мы чуть зарвались в усердии. Вырыли с одной стороны от прохода излишне квадратичный отсек, что привело к дальнейшим осложнениям. Самое надёжное помещение пещеры – это такое, которое приближается по своей геометрии к куполу. Когда легли спать, то заметили некий просвет сквозь потолок. Выяснилось, что  появилась трещина в оквадратиченном своде. Перспектива замаячила простая: спим, происходит завал свода.  Дальше в досаде и панике, в ночи да в холоде отрываем себя в спальниках, пытаемся найти остальные вещи, снаряжение. Всё находим, затем восстанавливаем или роем новую пещеру. Само собой, восхождение на Белуху срывается, а других шансов на погоду не так и много. Забыл упомянуть, что в команде имелся спутниковый телефон, благодаря которому  условно знали прогноз погоды. Итак, перспектива завала в пещере нам не понравилась, поэтому мы ещё пару часов занимались укреплением последней. Само собой, после такой аварийной ночи выйти на штурм вершины в 4-00 не получилось. В итоге, вышли уже в 9-00, что предрекло обратный ночной спуск с Белухинского перевала. Виды гор с Восточного плато: 14 марта. Направление на перевал Белухинский. На нижнем снимке друг Юрий Владимирович, из Горно-Алтайска.  В экспедиции к нему заслуженно прилипло звание «экстремала». По количеству срывов в трещины и просто «красивого» срыва в ночи на 100 метров с Белухинского перевала – он красавчик!  Да и трещины любят первых, вам известно, наверное! Последний бергшрунд перед выходом на перевал. От берга ещё пару верёвок и мы будем на исходной стартовой позиции к вершине: Вот и на перевале, вид на Белуху Западную (в центре): Пока все вылезли на перевал - солнце уже садилось. Состоялся совет. Принято решение всё же идти на вершину. Это гарантировало нам ночной спуск с Белухинского перевала. В принципе, опыт участников это действо условно позволял, верёвки на базах уже висели. Риск идти на вершину был оправдан, насколько вообще это возможно в горах. Поднимались на вершину почти три часа. Пришлось идти по скальному гребню, в кошках, в связке. На вершине были в сумерках. Вверху фото без Юры-полковника из Барнаула. Он фотографировал. Его фото отдельно ниже Мы с другом имели помимо прочего ещё и ответственность перед спонсорами, в данном случае – санаторий «Россия» в Белокурихе. Финансовая поддержка этого санатория в лице его гендиректора существенно облегчила наше участие в этой экспедиции. И их флаг на вершине – наша посильная благодарность!  Помимо общественной ответственности у меня была и особая миссия: познакомить вершину со своими женой и сыном. Тот наметившийся маршрут с кольцом по Белухинскому массиву, я говорил о нём вначале, предусматривал участие моих родных. И вот так, умно или не очень, я сделал попытку вызвать у вершины её будущее расположение к моим родным. Чтобы она их пустила к себе! Опять же, забегая вперёд, сообщу – сработало! Мой, раннее выложенный  отчёт «Окольцованные Белухой» рассказывает об этом и о том красивом чуде, которое вершина нам подарила спустя 5 месяцев после описываемых тут событий. Ну вот и всё. А дальше обратно, вниз. На Белухе принято говорить, что «гора отпустила» только в районе Томских стоянок. И  тост зачастую обыкновенный для Гор: «За то, чтобы Гора пустила и отпустила!». Много ещё можно рассказывать об этой,  вроде и простой экспедиции. Но пора и честь знать. Но досскажу продолжение чуда, рассказ о котором оборвал на Берельском Седле. Так вот, через некоторое время мы вновь оказались в той пещере, под Берельским Седлом. Накануне был хороший буран со снегом. Переночевали в пещере, ещё сутки переждали буран, а утром заметили тёмное пятно ниже по склону. Мы там искали камеру трое суток назад, падали в трещину, помните!? Привязали меня опять верёвкой,  пошёл смотреть, а вдруг? Да, это была моя видеокамера!  Как её выдуло, откуда и на поверхность? И именно тогда, когда мы на недолго там оказались? Вопросы были, ответы напрашивались самые ненаучные. Одним из предполагаемых ответов была помощь иконы. Опять же забыл упомянуть о том, что с нами на вершину «ходила» икона, написанная местным художником из Белокурихи – Андреем Покидаевым. Он попросил её оставить в часовне на Аккеме. Мы решили, что будет правильней эту икону сносить и на вершину. Она и  была всё время с нами. Надеюсь мой рассказ поможет другим вдохновиться на подобные путешествия. Не обязательно лезть на вершину, это не всем нравится, да и под силу не всем.  Можно просто побывать на Аккемском озере. И лучше летом – так будет гораздо проще и теплее. Люди со всего мира туда рвутся и едут. А мы с вами может живём рядом. И не зря туда Рерих стремился. Одним словом, мистическое место Силы. Моим самым большим потрясением от экспедиции было то, что в одном месте и в одно время собралась группа настоящих  мужиков. Которых  и по одиночке-то редко можно встретить! Сам мэтр Якубовский, полковник Юра из Барнаула,  экстремал  Юра из Горно-Алтайска, мужественный Юра из Барнаула, Коля-полковник из Бийска, Володя – просто потрясающий мужик из Барнаула, ну и два новичка из Белокурихи… Что-то ещё собирает неравнодушных  людей вместе! Фотографии в отчёте  от Душакова Вячеслава. Удачи и сил, добра и хорошего настроения! С уважением, Сергей.