Монровия
Монровия единственная столица в мире, помимо Вашингтона, названная в честь президента США. Джеймс Монро удостоился этой чести как автор идеи репатриации бывших рабов на родину предков.
История главного города небольшой африканской страны Либерия сложилась благодаря решению, принятому в 1816 г. по другую сторону Атлантического океана, в США.
По свидетельствам археологов, побережье, на котором в XIX в. вырос город-порт Монровия, было заселено примерно в XII в. людьми, мигрировавшими сюда в основном по причине опустынивания внутренних районов Западной Африки. Как утверждали голландские, португальские и британские купцы, создававшие здесь свои торговые фактории начиная с XV в., к XVI столетию местные жители были уже умелыми земледельцами: выращивали рис, сорго, хлопок. Занимались они и выплавкой чугуна из местной руды. А также торговали с соседними регионами, транспортируя произведенную ими продукцию на лодках, по конструкции близких к типу каноэ. Небольшие пристани этих лодок и стали прообразом будущего порта Монровии, построенного позднее в искусственно созданной бухте. Название мыса Мезурадо (Мезураду) впервые появляется в портовых документах португальцев в 1760 г. Закон об отмене рабства в США был принят в 1865 г., но в северных штатах страны оно постепенно отменялось с конца XVIII в. В 1816 г. было создано Американское колонизационное общество, программной целью которого была поддержка возвращения освобожденных черных рабов в Африку. Члены общества были твердо убеждены, что там, на исторической родине, эти люди получат куда более широкие возможности для благополучной жизни, чем в США. Удивительным казалось то, что рабовладельцы тоже выступали за репатриацию бывших рабов и спонсировали общество. На самом же деле все это объяснялось проще: во-первых, столько неквалифицированной рабочей силы плантаторам в то время уже не требовалось, во-вторых, они имели все основания опасаться восстаний рабов.
Первые чернокожие посланцы из Америки отправились в Западную Африку в том же 1816 г., но, недружелюбно встреченные аборигенами, застряли в джунглях (немало из них там и погибло). В 1820 г. второй американский корабль, наконец, перевез переселенцев к мысу Мезурадо. В 1822 г. сюда прибыла новая большая партия афроамериканцев. Они создали колонию «свободных цветных граждан», а свое поселение назвали Кристополис — «Город Христа». В 1824 г. здесь уже стоял полноценный город, переименованный в Монровию — в честь американского президента Джеймса Монро (1758-1831 гг.) — горячего сторонника репатриации бывших рабов. Монро полагал, что чем меньше африканцев останется в Америке, тем проще будет оставшимся интегрироваться в общество белых.
В 1845 г. в Монровии состоялось конституционное собрание, на котором Американское колонизационное общество представило проект Конституции нового государства — Республики Либерия («Земля Свободы»). Демократический строй по американскому образцу был установлен, но отнюдь не для всех, местные жители не получили почти никаких прав, и в Конституции образованной официально в 1847 г. Либерии они именовались с явным оттенком высокомерия — «племена». Это было закономерным проявлением стиля поведения в сообществе «американцев». Костяк его составляли довольно образованные и амбициозные люди, декларировавшие свою приверженность идеалам демократии, но на практике осуществлявшие политику двойных стандартов. Проявилось то, что Г. Гегель (1770-1831 гг.) сформулировал так: «Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие». Философ имел в виду внутреннюю свободу и несвободу.
Долгое время не удавалось наладить мирные взаимоотношения репатриантов и аборигенов. Вплоть до начала XX в. Монровия была разделена на две части: в одной жили потомки афроамериканцев, в другой (Крутаун) обосновались представители местных народностей. Лишь к 1926 г. местные жители стали переселяться в «афроамериканскую» Монровию: к этому их подтолкнула поголовная безработица.
В самой же Монровии понятие «свобода» имеет совсем иной вес. Обстановка в столице Либерии вплоть до конца 2003 г. лишь в редкие и весьма непродолжительные периоды оставалась стабильной — из-за частой смены власти и раскола политической элиты страны на фракции по этническому принципу. Город практически превратился в руины во время первой (1989-1996 гг.) и второй (1999-2003 гг.) гражданских войн в Либерии. В сентябре 1990 г. президент страны Сэмюель Доу получил от своих противников подложный вызов в миссию ООН, а затем с неслыханной жестокостью был убит.
В первой гражданской войне в Либерии погибли 150 тыс., во второй — около 300 тыс. человек. Экономика Монровии была полностью разрушена. В довершение к этим бедам в переполненных лагерях беженцев началась эпидемия чумы, унесшая тысячи жизней.
Оправившись от этих катаклизмов, сегодняшняя Монровия выглядит как город, сумевший в значительной степени восстановить свой экономический потенциал, став крупным торговым, промышленным и культурным центром Западной Африки. Город был выделен в особый округ, подчиненный муниципальному правлению, назначаемому президентом страны. Здесь работают, постоянно расширяясь и обновляя свое оснащение, предприятия пищевой, нефтехимической, фармацевтической, цементной отраслей. Сырье для пищевой промышленности поставляют соседние сельскохозяйственные районы, а также рыболовный флот Либерии.
В городе по западной методике работает Государственный университет Либерии, крупный Каттингтонский колледж и еще несколько специализированных колледжей. Возрождение Монровии отражает и ее нынешняя архитектура: старая прямоугольная планировка улиц (аналогичная той, что принята в американских городах) была сохранена, но были снесены целые кварталы трущоб и построены многоэтажные офисные здания. Жилые дома сохранили традиционный стиль: деревянные или каменные, они состоят в основном из двух-трех этажей, имеют веранды и мансарды. В наши дни потомки освобожденных рабов составляют меньшинство в этнической картине столицы Либерии, хотя потомки американских рабов все еще оказывают большое влияние на политическую, культурную и общественную жизнь Монровии, а также на ее экономику, занимая в ней ключевые посты. Специфический «афроамериканский» расизм все еще имеет место, особенно при подборе менеджеров высшего звена, но уже не в такой явной и грубой форме, как в XIX в. США и Всемирный валютный фонд предоставляют немалую финансовую помощь Либерии, подразумевая при этом, что имидж страны как «земли обетованной» когда-нибудь окончательно утвердится в сознании афроамериканцев.
Самое посещаемое место в Монровии — улица Гарли, которую прозвали «африканским Амстердамом» за большое число расположенных на ней развлекательных заведений. Но главное, что привлекает сюда туристов, — пляжи, протянувшиеся от Монровии почти на 600 км.