3
0

Фьорды Норвегии, или первый опыт морского круиза

Норвегия Норвегия
Фьорды Норвегии, или первый опыт морского круиза

Норвегия и её фьорды будоражили моё сознание уже давно. Вот уже несколько лет я с восторгом смотрел на заставку рабочего стола своего ноутбука, где был запечатлён восхитительный вид норвежского фьорда. Причём мечтой была не сухопутная поездка, а именно морская и именно на круизном лайнере. Ведь нет ничего восхитительней, нежели вплывать в узкий фьорд на огромном плавучем отеле. Но поездка всё время откладывалась по разным причинам, и мечта оставалась невоплощённой. 


Как это ни странно звучит, но толчком к окончательному решению стала нелепая катастрофа огромного морского лайнера "Коста Конкордия" у берегов Италии. Это событие настолько привлекло моё внимание, что я сразу же забронировал на конец мая круиз на норвежские фьорды, тем самым доказав, что отрицательный пиар тоже пиар и даже покруче положительного. Был выбран корабль «Роттердам» кампании премиум класса Holland America Line. В маршрут круиза я постарался включить побольше фьордов, тем самым сделав упор на природу, без заходов в большие города, исключив даже столицу Норвегии Осло. Кстати, в Осло наше судно планировало зайти позднее, после нашего отъезда. Уже потом из переписки с подружившимися пассажирами я узнал, что в благополучном норвежском королевстве очень некстати началась забастовка докеров, и вместо высадки в столичном порту судно вынужденно пришвартовалось за 200 км от Осло, а его пассажиры добирались до столицы на автобусах. 1890 Семидневный поход получился таким – мы выплывали вечером из порта города Роттердам и через 40 часов оказывались в первом норвежском городе Бергене. Далее предстояло заплыть в самый живописный фьорд Гейрангер, затем в Хардангер, побывать в самой северной точке нашего маршрута в городке Оллесуне и на обратном пути посетить ещё и Эйдфьорд. Месяц май был выбран не случайно. В конце мая в норвежских широтах, как и в Питере, царят чудесные «белые ночи». Ну и, как писали туристические сайты, именно в конце мая растительность фьордов цветёт неповторимыми красками, которых нет нигде в мире. Забегая вперёд отмечу, что последнее оказалось чистой воды выдумкой, ибо на поверку выяснилось, что в мае природа в фьордах едва пробуждается от зимней спячки, и потому никакого буйства красок нет и в помине, а проехать ко многим анонсированным в сети живописным водопадам просто невозможно из-за наличия там толстого снежного покроя даже в конце мая. Была забронирована каюты с балконом общей площадью 28 кв м. Номер каюты и палубу я получил по электронной почте от круизной кампании. Плюс мне прислали бирочку для чемодана, которую я тут же на него нацепил и, как оказалось, очень зря. Сразу же при посадке чемодан у меня забрали, сказав, что в каюту его принесёт стюард, и тут на регистрации выяснилось: в списке за моей фамилией числится совсем другая каюта. Я сперва переполошился и начал по «совковой привычке» сопротивляться, но затем прикинул и понял что меня, говоря языком Остапа Бендера, «обманули» - мне выдали каюту классом выше нежели я заплатил. А понял я это потому как с января по май месяц буквально проштудировал в Интернете все схемы кают и палуб нашего лайнера. В итоге я очутился в каюте с огромным, как на нашей даче, балконом с общей площадью 48 кв. м. Лучше и выше этой каюты (на круизных судах каюты чем выше, тем дороже) были уже двухкомнатные пентахаузы. Уже по возвращении домой мне на тур.фирме обьяснили, что такие приятные сюрпризы вполне возможны при очень раннем бронировании и оплате поездки. 1886 Так или иначе, но я с удовольствием начал располагаться в просторной каюте, которая на 300Д была дороже той, которую я заранее бронировал. Помимо просторной комнаты с дрессинг румом и ванной-джакузи в этой каюте были огромные витринные окна вровень с кингсайз кроватью, что позволяло обозревать панораму за бортом прямо из тёплой постели, не отрывая голову от подушки. Заканчивая тему кают, хочу отметить ещё одно немаловажное обстоятельство - выбор борта судна – правого или левого. На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы. Однако в действительности убеждаешься, что правый борт предпочтителен, ибо именно правым бортом в основном швартуются суда в портах и именно с правого борта открывается трап на берег. И вот настал заветный день и час - мы очутились в порту где за 2 часа (как на авиарейс) началась посадка на корабль «Роттердам». Стоял погожий майский денёк, скупое на тепло голландское солнце вовсю сияло над Роттердамом, отчего горожане охотно пришли на пристань помахать вслед уплывающему великолепному морскому лайнеру-тёзке, да ещё под вокальное сопровождение местного хора старичков-волонтёров с аккомпанементом залихватского аккордеона. И хотя пассажиры почти все были голландцами, лично нам было очень приятно отчаливать под всеобщий городской восторг. Несколько слов о выборе корабля. В данном случае размер, вернее его водоизмещение, имеет значение. Лично я считаю, что оптимальным является судно среднего размера. Это только издали и на лубочных картинках огромный белый лайнер производит сильное впечатление. На самом деле, чем крупнее судно, тем больше на нём пассажиров. К примеру, наш «Роттердам» вмещал 1500 туристов, тогда как суда, имеющие водоизмещение в два раза больше (например печально известная «Коста Конкордия»), берут на борт уже 4500 пассажиров. Простой арифметический расчёт говорит о явной диспропорции в ущерб комфорту и пространству на судне. Ну и, конечно же, самое главное то, что мегакораблям очень сложно вплывать в узкие норвежские фьорды, имеющие ограниченные глубины и сложный фарватер. То, что круизный лайнер - это режимный объект, мы почувствовали с первых же минут, когда помимо специального досмотра с просвечивающей рамой мы прошли тщательный санитарный контроль. В этом нет ничего удивительного, ведь быстрее всего инфекции, особенно пищевые, вспыхивают при скоплениях большой массы людей на ограниченных пространствах, каким и являются круизные суда. Вот почему у входов в корабельные помещения выстилаются дезинфицирующие коврики, а стюарды любезно поливают ваши руки обеззараживающими средствами. Первым, кто мне представился сразу же после расселения, был мой стюард, естественно, филиппинец по происхождению. Он сказал, что будет бдить за моим комфортом и благосостоянием на протяжении всего круиза, и по всем бытовым вопросом нужно звонить ему лично в любое время суток. Известно, что чаевые для обслуживающего персонала круизов изымаются на вполне законных основаниях дополнительно уже на борту лайнера. Например, с меня ежедневно вычитали 12$. Но когда я сказал об этом стюарду, он, иронично улыбаясь, сообщил, что лично ему из этой суммы достаются жалкие крохи. Поняв намёк, я вручил ему 10$ авансом, чему он жутко обрадовался. Однако назвать сервис на этом корабле безукоризненным я бы не смог, учитывая постель порой сомнительной свежести и след губной помады на бокале вина за ужином в ресторане. Наверное, прав был наш стюард, когда говорил что обслуге с чаевых достаются крохи. И это при том, что ежедневно с 1500 пассажиров круиза официально взимается громадная сумма – около 18000$, а к концу 7 дневнего круиза эта сумма превращается в 126000$. Трудно представить, что такое большое бабло не служит своему прямому предназначению, а иначе чем объяснить огрехи корабельного сервиса. 1889 Восторг от первых минут пребывания на судне сразу же испаряется, когда капитан объявляет учебную тревогу, тем самым давая понять, что корабль, даже самый красивый и современный, сделан из железа и может тонуть как обычный топор. По этому поводу всех сгоняют на шлюпочную палубу и заставляют долго всматриваться в номер своего спасательного катера. После этого начинается торжественное отплытие судна, и пассажиры, ныряя в уютные каюты, стараются благополучно забыть весь дискомфорт от тревоги, пусть даже учебной. Лайнер между тем покидает акваторию порта и уходит в открытое море. Вскоре каёмка берега окончательно размывается, и на смену приходят бескрайние морские просторы, среди которых любое судно, даже самое большое, превращается в спичечный коробок, брошенный на произвол морской стихии. Ощущение того, что жизнь твоя способна существовать только на этих ограниченных корабельным пространством нескольких квадратных метрах, вне которых ты становишься буквально ничем, вызывает неприятное чувство тревоги и страха. Эти чувства усугубляются по мере наступления темноты и опустившимся над морем пеленой густого тумана. Корабль, однако, ни чуточку не сбавляя ход, продолжает уверенно плыть, издавая каждые 5 минут тревожные гудки. Чтобы избавиться от навязчивой аналогии с «титаническими» фильмами-катастрофами, приходится принять на грудь приличную дозу отменного шотландского вискаря, после чего пораньше улечься в мягкую постель, дабы убаюкавшись лёгкой морской качкой, поскорее забыться сном… Уже утром, когда солнце рассеяло туман и наши глупые страхи, капитан корабля за традиционным коктейлем уверенным тоном пояснял, что судно способно видеть сквозь пелену темноты и тумана, ибо оснащено сразу тремя радарами. После такого успокоительного ликбеза пассажиры готовы были от умиления расцеловать капитана, ну а для некоторых он стал просто ангелом-хранителем. До поездки и после многие задавали нам вопрос – а стоило ли вообще затевать исключительно морское путешествие, когда можно было посетить те же фьорды, перемещаясь по Норвегии сухопутно, на поездах и автобусах. Отвечу сразу – стоило. Во-первых, круизный лайнер - это самый настоящий плавучий комфортабельный отель с отменным питанием и обслуживанием, перевозящий вас из одного порта в другой, где время в пути пролетает незаметно и легко. Подобный комфорт не могут предоставить ни автобусы, ни тем более тесные поезда. Если к этому добавить факт перетаскивания и распаковывания чемоданов в каждом новом месте, то станет ясно что путешествие на судне удобнее в любом случае. 1874 Во-вторых, абсолютно точно могу вас заверить, что в фьорд надо не въезжать, а именно вплывать, причём вплывать ранним тихим утром, когда неповторимая гладь узкого залива, потревоженная нашим внезапным присутствием, покрывается лёгкой рябью. И сразу же в душе начинает звучать чудесная музыка Эдварда Грига, родившаяся именно в такое восхитительное утро, когда природа ещё дремлет, а забавные тролли досматривают последние сны в своих разноцветных домиках. Тут уж не место лежебокам, тут надо браться за фото- и видеотехнику и поглощать увиденное чудо. При посадке на корабль, во время регистрации у меня забрали паспорт, хотя это не касалось ни американцев, ни европейцев. Когда я поставил вопрос ребром, мне объяснили, что это правило действует на всех граждан бывшего «совка» и ничего страшного нет, если мой паспорт будет лежать в корабельном сейфе. Правда, по прибытии в порты мне будут его выдавать на руки, но при условии, если я его верну обратно по возвращении на корабль. Справедливости ради скажу, что именно так и происходило, хотя под конец мне надоела эта процедура и я просто брал с собой на сушу ксерокопию. А вот с кредитной карточкой дело обернулось совсем иначе. Администрация круиза заморозила на ней аванс около 1000$. Не зная об этом, я спокойно тратился на берегу и в результате, исчерпав средства, моя кредитка выдохлась. Пришлось платить за всё наличными, благо я запасливо их прихватил. Администрация круиза предлагала связаться с банком и выяснить проблему, однако звонить в банк за тридевять земель находясь на середине Северного моря было полным нонсенсом, учитывая дорогущий тариф. Кстати, о связи на корабле. Сотовая связь в море не всегда работала устойчиво, и потому приходилось уповать на интернет. Но оказалось, что широко анонсированный корабельный интернет оказался платным – около 1,5Д за 1 минуту. Лично я считаю, что в наш онлайновый век хотя бы на круизах премиум класса данная услуга должна быть общедоступной. Ведь пассажир, который показывает по скайпу друзьям и близким себя, круизный лайнер и картинки моря за бортом – это не что иное, как отличная реклама для данной кампании. Думаю, маркетологам стоит над этим задуматься. По этому поводу я наблюдал очень комичную картину в одном норвежском порту, где пассажиры нашего круиза в каком-то углу на пристани нашли бесплатный WiFi и, подобно пчёлам в улье, буквально слепились к этому месту со своими ноутбуками и андроидами, в миг превратившись из вальяжных туристов с шикарного круизного лайнера в интернет-бомжей. Кстати, ваш покорный слуга тоже не преминул воспользоваться этой халявой. Питание на корабле было великолепным! Правы те, кто рассказывал, что кормят в круизах как на убой. С раннего утра и до глубокого вечера пассажиров обслуживают почти все рестораны и кафе на корабле. Можно есть сколько угодно и когда угодно. Причём очень вкусно, свежо и отменно. Лично я советую не тратиться на питание в дорогущих прибрежных ресторанах. Вместо этого намного выгодней не полениться, вернуться на судно чтобы перекусить и вновь уйти на прогулку. А вот питьё на судне платное, пол-литровая бутылка воды могла обойтись в 4$ и потому приходилось иногда закупать её на берегу по более доступным ценам. Первым норвежским портом после Роттердама был Берген - город, где жил и творил гениальный композитор Эдвард Григ. Его дом-музей расположен достаточно далеко от портовой суеты, и потому не стоит тратить драгоценное время на самостоятельное посещение. 1877 Намного предпочтительней пройтись по знаменитой портовой улочке Бергена, которая занесена в достопримечательности ЮНЕСКО и сесть на фуникулёр, который находится в непосредственной близости от порта и за 10 евро добраться до окрестных холмов, откуда открывается великолепная панорама на город и море. А непосредственно у порта есть рыбный рынок, где можно прямо на месте отведать свежие морепродукты, в том числе и мясо кита, которое по своему виду очень напоминает парную говядину. Фьорд Гейрангер – это собственно и есть тот фьорд, который красуется на всех рекламных буклетах по Норвегии, и описывать его не имеет смысла - его надо видеть. В некоторых местах фьорд был настолько узок, что до скалистого берега буквально рукой было подать. 1880 Завершается Гейрангер лагуной, где суда встают на якорную стоянку, а пассажиров высаживают на берег на катерах. Брать на борту экскурсию по фьорду очень накладно. Намного дешевле обойдётся, если нанять микроавтобус на пристани. Уж тем более что посетить анонсируемый в экскурсиях знаменитый водопад «7 сестёр» даже ранним летом не представляется возможным из-за наличия там толстого снежного покроя. Следующей стоянкой была самая северная точка нашего круиза – город Оллесун. Учитывая, что мы взобрались выше широты Санкт-Петербурга, здесь радовало наличие «белых ночей», которые начали убывать по мере возвращения на юг и совсем уже исчезли в ночь прибытия в Роттердам. Оллесунд сам по себе уже примечателен своими разноцветными домами и уютными улочками, так что думаю не стоит тратить время на посещение местного аквариума, а если позволяет погода, просто побродить по городу-конфетке. В Оллесуне произошло событие, которое удивило меня как круизного новичка и что было совсем обычным явлением для тех, кто ездил в морской круиз 2 раза в году. Дело в том, что наш корабль пришвартовался не в пассажирском порту, а у какой то контейнерной площадки. Отдадим должное администрации круиза – в центр города и обратно нас отвозили бесплатно автобусы-шатлы. Бывалые круизёры поведали мне, что мог быть вариант и похуже, а именно - могли бы содрать по 8$ с носа за поездку в город и радуйтесь, что вас услужливо повезли бесплатно. Лично я думаю, что вариант стоянки судна где-то в торговом порту вообще не делает чести данной круизной кампании премиум-класса, тем более что все пассажиры заранее, с лихвой оплатили портовые сборы. Я не поленился в тот день и прогулялся в порт Оллесуна. Там стоял большой круизный лайнер класса люкс и из него выходили такие же пассажиры, как мы. В порту было достаточно места для швартовки ещё одного большого судна, однако почему-то для нашего лайнера это оказалось не по карману. Наверное, было дешевле встать у торгового причала и тратиться на автобусы-шатлы? 1883 Пару слов о самом судне и о времяпровождении на нём. Оставим в стороне казино и магазин дюти-фри – здесь всё ясно без комментариев. Более привлекательны удобный кинотеатр и просто театр, где по вечерам выступали артисты различных жанров. Бассейн на судне - удовольствие сомнительное, ибо согласитесь, что при наличии на борту полутора тысяч пассажиров его небольшие размеры не могли доставить удовольствие истинным ценителям плавания. Теперь о качке и всём, что связано с ней. Я так понял, что, путешествуя на круизном лайнере, где все пекутся о комфорте и безопасности пассажиров, угодить в идеальный шторм практически невозможно, ибо судно будет предварительно уведомлено о нём и без сомнения свернёт с курса на более безопасный маршрут. Ну а лёгкая качка корабля только убаюкивала и способствовала крепкому сну. Я ни разу не видел никого, кто бы жаловался либо страдал от морской болезни, хотя среди пассажиров было много людей преклонного возраста и даже инвалиды в колясках. Наоборот – приятная праздная атмосфера судна способствовали хорошему аппетиту и отличному настроение. Лично я вернулся из морского путешествия отдохнувшим и набравшимся сил с уверенностью что на следующий год тоже поеду в морской круиз.


судостроение здесь.
Liza
Рейтинг: 0
Статьи: 15
Репост:

Комментарии: 3

Виталь 10 Марта 2014 в 04:41
Завидую по-доброму. Сам мечтаю посмотреть на фьорды Норвегии. Тянет меня Скандинавия с детства (видимо, викинги свою роль сыграли). Цена этого круиза, правда, не по-карману. Вот и приходится лишьзавидовать.
Комментировать
Дмитрий 10 Марта 2014 в 09:17
Совсем недавно удалось получить норвежскую визу. Кстати для жителей Архангельской и Мурманских областей есть специальная виза (как соседние к Норвегии регионы), ее получить легко и быстро, всем советую. Собираюсь летом съездить в эту страну, судя по описаниям там очень даже красиво. У меня есть знакомые норвежцы, отличные люди и к русским относятся очень даже неплохо. Так что хватит Турции и Испании, все поехали в Скандинавию.
Комментировать
Саша 29 Марта 2018 в 11:54
Невероятно все красиво. И вы хорошо написали обо всем, что видели и очень лаконично изложили. В этом году я планирую поход на моторном судне "Гидрограф" из Москвы в Норвегию. Поход дальний. Поэтому разбит на этапы.Ваша публикация будет хорошим подспорьем, где и что можно посмотреть. Большое Вам спасибо. Надеюсь, где-то встретимся на водных путях.
Комментировать

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика