По этой крепости, расположенной в Тбилиси, и упоминающийся в летописях, датируемых IV веком, можно проследить, как развивались исторические события на грузинской земле. Хотя крепость Нарикала и упоминается в IV веке, но построена она была значительно раньше, как утверждается персидскими шахами, в качестве оборонительного сооружения.
В конце 8 века Грузию опекали арабские эмиры, которые значительно расширили крепостные сооружения и добавили к персидскому архитектурному колориту свои восточные краски. Название, которое крепость носит и сейчас, ей подарили татаро-монгольские «архитекторы» и окончательно крепость пришла к современному состоянию в конце 18 века, потому что в середине этого же века крепость была почти до основания разрушена мощным землетрясением.
Крепость отреставрировали и теперь она красуется на вершине горы Мтацминды. Сама гора не меньший памятник грузинской земли, чем крепость. Она расположена в центре грузинской столицы и пересекает главную магистраль города — проспект Руставели.
Гора Мтацминда, еще называемая именем Давида, в память о святом апостоле, который коротал свой век в одной из ее пещер, помимо крепости, приютила древнее кладбище, на котором похоронены выдающиеся деятели отечественной культуры. Здесь похоронен А. С. Грибоедов — блестящий поэт и дипломат, супруг грузинской княжны Н. Чавчавадзе, выдающиеся грузинские поэты А. Церетели и Н. Бараташвили, а также самый знаменитый «отец солдата» — народный артист Грузии С. Закариадзе.
На гору можно подняться с помощью фуникулера, которое было построено еще в 1905 году архитектором из Бельгии. Фуникулер доставляет прямо в знаменитый парк горы Мтацминды, который считается еще одним шедевром горного пантеона. Здесь еще в 19 веке было понастроено огромное количество ресторанов и других веселых заведений, которые нередко используются кинематографистами как натурные площадки для съемок.
Вид со стен крепости открывает величественную панораму города Тбилиси, ровесника крепости. Рука разных архитекторов чувствуется в архитектурном ансамбле крепости, где переплелись в веках христианские звонницы, украшенные византийскими крестами, башенки мусульманских строений с характерным полумесяцем и суровость степной оборонительной архитектуры татаро-монгольских ханов. Время тронуло камни, но не очарование.
Комментарии: 1