Готовимся к путешествию с ребенком
Отправляясь в путешествие с детьми, важно учитывать, что малыши воспринимают перемену мест не так, как взрослые люди.
Французский детский психоаналитик Франсуаза Дольто писала, что в былые времена детям было легче приспособиться к путешествию, чем сейчас. В старину дорога тянулась медленно, и ребёнок мог не спеша отследить свое передвижение, глядя в окно кареты или из глубины телеги. Теперь же, во времена реактивных самолётов, перемещения происходят слишком быстро для того, чтобы маленький человек успевал что-либо осознать. Не всегда это успевают сделать и взрослые, для которых ребёнок в дороге часто оказывается в роли не столько участника путешествия, сколько дополнительного багажа.
Попав в незнакомое место почти внезапно и не по своей воле, ребёнок зачастую впадает в растерянность, и взрослые должны быть к этому готовы.
Правило 1
Готовимся заранее
Запланировав путешествие, расскажите об этих планах ребёнку, сообразуясь с его возрастом. Хорошо будет показать ему фотографии того места, куда вы собираетесь. Очень важно произнести слова о том, что вы туда приедете, поживёте там, а потом вернётесь домой — чтобы ребёнок знал, что пробудет на новом месте не один день, но не останется там навсегда. С маленькими детьми такую же подготовку нужно проводить и перед обратной дорогой: они за пару недель могут привыкнуть к новому месту и начать считать его домом (нестираемый из памяти образ своего дома закрепляется у человека годам к пяти).
Правило 2
Что-нибудь привычное В путешествии, как и в любой незнакомой обстановке, малышу необходим переходный объект, как символ устойчивости и неизменности мира. Он связывает его с привычной жизнью. Это может быть любимая игрушка, знакомая еда, привычное занятие или повседневный ритуал — в зависимости от возраста и предпочтений. Главное, чтобы ребёнок мог на это опереться. Важно понимать, что всё новое и смена обстановки — это развлечение для взрослых, а не для детей, которым свойственна потребность в стабильности. Иные родители, мечтавшие вывезти малыша на море, по прибытии на курорт ждут от ребёнка радости и недоумевают, почему он не хочет сразу бежать на пляж, предпочитая смотреть телевизор в номере. А ребёнок от растерянности просто ухватился за единственный привычный предмет. Для родителей это должно послужить сигналом не о чёрной неблагодарности чада, а о том, что нужно помочь малышу освоиться на новом месте.
Правило 3
Не всё сразу
Не спешите сразу же заваливать ребёнка, особенно маленького, кучей новых впечатлений — он может быстро перегрузиться. Но, даже если ваше чадо — уже подросток, способный, по вашему мнению, выдержать обширную культурную или туристическую программу, будьте осторожны. Бывает, что сам ребёнок в силу природного любопытства проявляет рвение, которое ему не по силам. Внимательный родитель всегда видит, какая нагрузка для его чада нормальна, а какая — уже чересчур.
Правило 4
Простые потребности превыше всего
Всякое путешествие неизбежно влечёт за собой перемену быта, и именно поэтому бытовые моменты в путешествии с ребёнком особенно важны. Они играют роль структуры и опоры, особенно в начале поездки. Иногда взрослые, увлекшись более высокими материями или дорожной романтикой, забывают о том, как важно для ребёнка вовремя попить, поесть, сходить в туалет. С точки зрения адаптации и комфортный отдых в пятизвёздочном отеле для малыша не меньшее испытание, чем суровый поход, полный лишений. Поэтому держитесь привычных бытовых ритуалов и оставайтесь внимательными к потребностям детей, чтобы не создавать им дополнительный стресс.
Правило 5
Без паники!
Опытные путешественники знают, что могут столкнуться с непредвиденным. Если во время путешествия произошла какая-то неприятная неожиданность, постарайтесь не паниковать — по крайней мере при детях. Речь не о том, чтобы скрывать свои чувства — волноваться нормально, но важно поддерживать ощущение стабильности у ребёнка, который в подобные моменты особенно нуждается в поддержке. Дети всегда чувствуют, когда что-то идёт не так, и, чтобы тревожное неведение не породило ужасные фантазии в их голове, им нужно обязательно объяснять, что происходит. Например, мама, потерявшая посадочный талон на самолёт, может произнести следующее: «Нам пора идти на посадку, но я не могу найти посадочный талон. Сейчас я его ещё поищу, а если не найду, то мы пойдём вон к той тете за столиком и узнаем у неё, что делать». Так ребёнок поймёт, что проблема есть, но мама владеет ситуацией, а значит, он в безопасности.
Чем меньше ребёнок, тем больше времени ему нужно для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. До 5 лет все дети перестраиваются медленно, а дальше это зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Если взрослых двое или больше, то им хорошо бы в такой ситуации разделить обязанности, чтобы кто-то из них решал проблему, а кто-то полностью сосредоточился на ребёнке.
Комментарии: 1