Краткий экскурс по Казахстану. Барнаул—Павлодар—Баянаул—Балхаш—Караганда—Астана

Казахстан Казахстан

Собирались мы в путешествие к Черному морю, готовились целый год, но жизнь внесла свои коррективы, и, как потом оказалось, «что ни делается, все — к лучшему». В общем, нужно было срочно менять маршрут.

Так как Балхаш в прошлом нашем путешествии "На Теане и Мондео из Барнаула на Медео" остался обделенным вниманием, наши спутники не были в Астане и давно детям обещали показать в Баянауле скалу «Баба-Яга», маршрут сложился сам собой. Вот только мама наших друзей успела купить билеты в Оренбург в одну сторону, рассчитывая на то, что дети на обратном пути с моря заедут к бабушке и ее заберут. Поэтому после Астаны наши дороги расходились, нас еще ждал Горный Алтай, а Сергей с Олей и дочей в Оренбург, за мамой. Отзыв писать о нашем небольшом путешествии совсем не собирались, но когда поиски места размещения в Баянауле по интернету не увенчались успехом, решили, что написать все-таки надо. Места красивые, отдых там понравится и детям, и взрослым. Интернет пестрит предложениями по Бухтарме, а про Баянаул незаслуженно забыли. Конечно же, это недостатки сервиса. Собирались тщательно, взяли с собой все, что можно было, и палатки в том числе (так и не пригодились). Не знали, что нас ждет. Навигаторы, видеорегистраторы, антирадары и рации гражданского CB-диапазона. Проблема была только с рациями, т.к. в Казахстане отмена регистрации данного диапазона в стадии согласования. Штраф 7 000 тенге (1 500 руб.). Но решили рискнуть. Мы на «Lexus LX 470» прошли ТО, у наших друзей новый «Ford Focus 3» на гарантии. Экипаж: Lexus — четыре человека, Ford — три человека. Дети уже довольно большие, девочки 12, 9 и 8 лет, к путешествиям привыкшие с младенчества.

День первый Выезд был назначен на пятницу 06.07.12 года (после окончания рабочего дня), отпуск с понедельника, а мы вроде как уже отдыхаем. Маршрут Барнаул—Павлодар, 550 км, до пограничной Кулунды добрались, как обычно, за пять часов. Ездим часто, поэтому хитрости казахстанских страховщиков нам известны, впихивают под общим соусом страхование жизни и требуют 500 рублей. Страховаться лучше с нашей стороны (перед границей стоит вагончик) 200 рублей на 14 дней. Но так как ехали в первом часу ночи, и рисковали подъехать к закрытому вагончику, созвонились со страховщиками и нагрянули к ним домой. Границу прошли быстро, новшества только радовали, теперь не нужно регистрироваться, если срок пребывания не превышает 30 дней. Только вот видеорегистраторы лучше выключить перед шлагбаумом, чтобы потом не удалять записи пограничной полосы. Глубокой ночью прибыли в Павлодар, где нас ждал вкусный ужин у родителей.

День второй Выспались, первая новость — наводнение в Крымске. Шок. Хорошо, что мы не поехали. Прокатились по городу, купили все необходимое. Пополнили баланс на местной сим-карте на 1000 тенге, подключили услугу «звонки в Россию» (5 рублей/минута). В Баянаул решили ехать в воскресенье, чтобы не было проблем с заселением. Так как место отдыха у жителей Павлодарской области излюбленное. Вечером прокатились по Иртышу на прогулочном теплоходе «Экибастуз».

Набережная Иртыша.

Гусиный перелет. Храм.

День третий Утром загрузили автомобильный холодильник и резиновую лодку, и в путь. Маршрут Павлодар—Баянаул 225 км. Дорога, последние 70 км, скажем прямо, не очень, есть объезд ремонта дороги по степи протяженностью 25 км. Но 60 км/ч ехать можно, и что интересно, почти нет пыли.

По дороге созвонились с турбазой «Березка» по телефону, чудом найденному на просторах интернета. Нас заверили, что нашу компанию ожидает благоустроенный дом за 18 000 тенге (3 900 руб). Есть столовая. На вопрос, как их найти, нам ответили: «…Спросите, вам подскажут». Едем. Доехали до шлагбаума, отдали за въезд в национальный природный парк 383 тенге за каждого взрослого и старшего ребенка, сказали, что мы на один день.

Вот карта туристических маршрутов (в инете найти не получилось). И по серпантину вниз.

Доехали до озера Джасыбай, едем вдоль озера спрашиваем, где база «Березка». Никто не знает, заехали на турбазу попавшуюся на пути двухкомнатный номер с кухней на нашу компанию 25 000,00 тенге (5 тыс. руб). Номер очень хорош, но питание у них не предусмотрено, от озера далековато (как лодку тащить?), да и дороговато. Ищем «Березку».

Проехали мимо «Баянтау», были там два раза, 16 000 тенге большой дом на две семьи с удобствами, столовая есть, но готовят несъедобно. Там, кстати, есть различные варианты размещения. В том числе и в большом корпусе. Наконец-то нам подсказали, где искать «Березку». Нужно немного вернуться назад, самый первый поворот к озеру. Проехали пионерский лагерь «Карлыгаш», Дом отдыха «Березовая роща», Базу отдыха «Подберезовик». Все презентабельного вида, хочется в каждую заехать, присмотреться, но мы-то ищем «Березку»! Нашли, кованые ворота, охрана и надпись «Дом отдыха Березка».

Охране сказали, что у нас имеется договоренность по телефону, хоть и понимаем, что это другая «Березка». Ведь нам пообещали дом, а здесь размещение только в корпусах. Охранник согласился пропустить одного человека к администратору. На большую компанию был только один номер: четыре кровати, но номер довольно просторный. 2500 с человека/сутки, т.к. кровати четыре, то и оплату берут за четверых. Питание: 1 700,00 чел/сутки, администратору столовой можно заказывать по выбору, например, только обеды.

Прошли по территории, очень ухоженная огромная территория, четыре корпуса, беседки, клумбы, свой пляж. Санузел один на этаже, душевые в соседнем здании. Мы согласились, в номере нам только ночевать, надувной матрас имеется. Загнали машины на территорию. Встретили своих друзей Женю и Юлю,

…они из Экибастуза, с детьми отдыхают по путевке от предприятия в люксе, 5 000 тенге с человека в сутки.

Мы разместились, жарим шашлыки, наслаждаемся. Прибегает Юля, Жене плохо. Двинулся камень в почке, они без машины. Ну что делать, мужчины успели принять немного на грудь, поэтому я села за руль и повезли «больного» в Экибастуз, 150 км. Вернулись ночью. Женя оставил нам свои оплаченные апартаменты из трех комнат с двумя санузлами и четырьмя двуспальными кроватями.

День четвертый Завтрак в 8:00, мы не готовы в отпуске вставать в такую рань. Поэтому позавтракали тем, что было привезено с собой. Мысль о том, что сегодня первый день нашего отпуска, очень радовала. Небо хмурилось, купание отменяется, едем смотреть красоты. При доме отдыха организуются экскурсии, но нам не понравилась программа нынешнего дня, и решили поехать по своим наметкам.

На пути шлагбаум, опять плати, на этот раз 200 тенге только со взрослых. Гору «булку» видно сразу, дорога к ней извилистая, гора, конечно, поражает своим величием, влезть на нее можно только со снаряжением, настолько она отвесная и гладкая.

Вышли из машины и набрали шампиньонов, больших и чистых.

Кто-то шампиньоны собирал, а кто-то дедушкин табак. Фотосессия и едем дальше, искать Бабу-Ягу.

Дети забавлялись тем, что угадывали, на что или на кого похожа очередная гора или скала. Они увидели, что с другой стороны булка похожа на мамонтенка, показывали нам лягушку, пятку, пантеру.

Пятка.

Нам встретились старые развалины какого-то дома.

К Бабе-Яге подъехали так сказать с затылка, нам показалось, что как-то не очень она похожа, а когда показался профиль, то он оказался ну очень характерным.

У подножия лежал большой осколок, как нам сказал человек, живущий рядом в одиноко стоящем большом доме, — ноготь Бабы-Яги. И, правда, похож.

Он же подсказал, что если влезть на гору, там небольшое озерцо и вид очень хорош.

Нависший над водоемом камень оказался с двумя отверстиями, как нельзя лучше подходящий для подобных кадров.

Пресытившись красивыми видами, мы вернулись в дом отдыха. Подходило время обеда, было заказано на четыре персоны. Мы кое-как справились с этим объемом.

Вечером покатали детей на лодке по озеру и пожарили на поздний ужин картошки с собранными грибами.

На следующий день было решено ехать на Балхаш, 580 км. Дорога незнакомая, через Караганду, поэтому загрузимся и после обеда в путь. День пятый Наши ранние пташки принесли бутербродов из столовой. Было опять пасмурно. Собрали вещи, загрузили авто. С обедом опять кое-как справились, питание как в старые, добрые, советские времена в санаториях. Кастрюля с первым, салаты, второе (отличная порция), полная тарелка фруктов (яблоки, апельсины), выпечка. К ужину дополнительно кисломолочка.

Сдали номер, кстати, персонал очень доброжелательный. Баянаул всей нашей компании очень понравился, приедем еще и проедем по многочисленным туристическим маршрутам, пещерам, гротам и озерам, которые окутаны легендами. Как показала практика, среди недели с путевками можно не заморачиваться, баз и домов отдыха множество, выбор есть на любой вкус и кошелек.

Дорога с продолжительными участками гравийки, но в целом сносно. До Караганды 270 км, проехали транзитом, только пополнили запасы топлива. Дальше 380 км по знакомой дороге, хорошая трасса, соединяющая две столицы Казахстана.

Только погода не радовала, ливень и сильный боковой ветер, который, как нам показалось, даже фуры переворачивал. Прежде чем обогнать такую с прицепом, долго примерялись, т.к. прицепы мотало сильно.

Въехали в Балхаш в десятом часу вечера, нам предстояла вторая попытка найти гостиничный комплекс "Жемчужина". Первая попытка была два года назад, в кромешной тьме по узкому проезду в частном секторе, безлюдному и унылому. На этот раз вооружились картой проезда, найденной на сайте. Можно было поехать в курортный поселок Чубар-Тюбек, там много всяких разных баз и домов отдыха, но и народу много. Поэтому было решено ехать в Жемчужину. Нашли очень быстро, в городе Балхаш нас два раза остановили, сначала на въезде сотрудники Жол полициясы, а затем в центре человек пять в разной форме, в том числе человек в спортивном костюме и маске. Проверка документов, спросили, куда едем, мы ответили, что в Жемчужину, после чего они потеряли к нам интерес и пожелали удачного отдыха. В гостинице перенесли въезд и повесили яркую вывеску, и теперь найти её не составило труда. Оказывается, мы крутились в ночи под забором комплекса, совсем немного не доехав до ворот. Свободных номеров оказалось не так много, VIP-домик (15 000 тенге), на который мы рассчитывали, был занят. Сами виноваты, надо было бронировать. Нам показали имеющиеся номера, полулюксы, на семью из четырех человек 12 000 тенге (2 600 руб.): двухместный, с двумя оплаченными завтраками и входами на пляж, уютный и довольно просторный с двумя большими полутороспальными кроватями. На троих: 11 000 тенге (2 400 руб), одноместный с одним, но очень просторным спальным местом, с одним завтраком и входом на пляж. Расположение с детьми, как впрочем и везде, не предусмотрено. Номера нам понравились.

Поужинали внизу, в ресторане Assorti, также есть бар, средний счет на человека — 500 руб.

В комплексе имеется сауна, и бесплатные услуги: бильярд, автостоянка, пляж, шезлонги, аквапарк, детская площадка, спутниковое телевидение, Wi-Fi. Мы рассчитывались пластиковыми картами. Персонал доброжелательный.

День шестой Время завтрака, как раз для нас ленивых, с 8:00 до 11:00. Погода вновь была не для купания, а жаль. Второй раз на Балхаше и опять дети не искупаются. Но при этом температура воды +24, а воздух +22. Погуляли по территории, гостиница находится в заливе, мы поехали посмотреть озеро чуть подальше, где вода скрывается за горизонтом. Посмотрели Чубар-Тюбек, там есть множество мест, где можно остановиться. Цены и условия разные. Проехали дальше к берегу, пропустили между колес чей-то глушитель.

На пути встретили три карагандинских машины, ребята ехали с палатками к озеру и стояли в раздумье, стоит ли карабкаться на легковушках на насыпь, размытую после дождя. Обрадовались, что мы можем разведать, есть ли там подъезд к озеру, мы проехали чуть вперед на разведку, проезд к берегу есть. Были свидетелями монолога: — Андрей, смотри аккуратно, глушак не оторви! — Андрей, а где глушитель? Тут мы вспомнили, что видели его на дороге.

Наши машины аккуратно преодолели путь к озеру. Переживали за Focus, но когда за дело берется мастер… то колесо отрывается от земли, а днищем ничего не задето.

Дети насобирали ракушек.

Вода очень чистая и какая-то молочно-бирюзовая.

Пляж очень хороший. Крупный песок или очень мелкий гравий.

Вокруг цветут розовыми соцветиями какие-то хвойные кустарники похожие на туи. Вот только мусор народ за собой совсем не убирает. Вернулись по более ровной степной дороге.

При въезде в Балхаш.

Хотели пообедать в очень уж понравившемся ресторане при гостинице «Бахыт», но он закрыт на спецобслуживание. Нашли другой «Достар», там и пообедали. Порции характерные, щедрые, казахстанские. Средняя сума счета — 400 руб. на человека. Давать чаевые как-то не принято, везде в счет включено 10% за обслуживание. В магазине набрали всяких вкусностей. Городок, конечно, унылый, супермаркетов у них нет. Вечер провели в номере, пролистывая фото, делясь впечатлениями. Прогноз погоды был безрадостным, поэтому решено утром, отправиться в Астану.

День седьмой У нас приняли оплату за половину суток, в 10:00 мы должны были сдать номер. Заказали завтрак на 10:00 (около 100,00 руб с человека), заполнили термос, сдали номер…

…и в путь. Маршрут Балхаш—Караганда—Астана, 600 км. Перекусили по дороге, в Караганде были через 5 часов. Старший ребенок очень уж хотел сфотографироваться у скульптуры «Где? Где? В Караганде!», адреса мы не нашли, спрашивали у прохожих. Карагандинцы и сами не знают про ее существовании, только, наверное, каждый пятый смог бы нам помочь. Вот адрес: ул. Нуркена Абдирова 30-в, стоит скульптура во дворе трактира «Медведь».

Желание исполнено, можно ехать дальше. Пополнили запасы топлива, (на заправках КазМунайГаз не принимают к оплате карты MasterCard), только Visa. Выяснили мы это опытным путем. Караганда—Астана — 180 км.

По телефонам, взятым с сайтов найма жилья в Астане, по дороге пытались найти квартиру. Планировали снять трех-четырехкомнатную возле Байтерека, в новом центре Астаны. Все занято, сработал только девятый номер. «Трешка-элитка» ЖК «Тулпар» с двумя санузлами, шесть спальных мест, через дорогу от Министерства обороны, 15 000 тенге (3 000 рублей), едем смотреть. Закрытая парковка, десятый этаж с видом на Байтерек,…

…консьерж, когда-то очень хороший ремонт, состояние удовлетворительное. Оплатили двое суток, дальше подумаем.

Приготовили быстрый ужин, и гулять по вечерней Астане. Мы не в первый раз, а наши спутники были приятно поражены величием и масштабами построек.

Не видели мы из сегодняшней программы только торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр», в сторону него и пошли, аромат петуний просто пьянил. Хан-Шатыр весь светился фиолетовым цветом.

Шли прогулочным шагом, с остановками на фотосъемку и когда мы были уже совсем близко, огни погасли. Значит, придется повторить.

День восьмой Жарко уже с самого утра. План на день: обмен валюты, посещение развлекательного центра «Думан» с океанариумом, карта Казахстана «Атамекен», аллея фонтанов по другую сторону Байтерека. В доме, где поселились, оказалось три обменника, выбрали наиболее подходящий курс. В «Думан» отправились на автобусе, водители и кондукторы в форме. Кондуктор выходит на остановках, помогает сориентироваться пассажирам по маршруту, нас заранее предупреждали, где выходить, еще и удачи пожелали. Как на другой планете.

Скорость движения автобусов между остановками (конечно же, шутка, у автобуса спидометр в начале движения до 140 раскручивался).

В «Думане» океанариум, кафе, кинотеатр 5D, множество аттракционов и развлечений, а центр огромного помещения разделен на секторы, которые представляют разные страны мира.

Стоят уменьшенные копии достопримечательностей, кафе с национальной кухней. После мы отправились в Атамекен (400/200 тенге, взрослый/ребенок) — это карта Казахстана под открытым небом с макетами, которые отражают особенности областей Казахстана и областных центров.

Нашли родной Павлодар с главными часами, храмом и мечетью. Территория очень большая, центр Астаны представлен на отдельной площадке.

Нагулялись, устали, надо отдыхать.

По дороге домой закупились в ТЦ «Керуен» в продуктовом супермаркете «Галмарт», дома пообедали, попробовали шампанское «Тургеньское Золотое» и «Жемчужина Бахуса», второе понравилось больше. Позвонили хозяева квартиры, мы сообщили, что остаемся еще на сутки. К вечеру опять на прогулку, на аллею фонтанов, к поющему фонтану и резиденции президента.

Поющий фонтан, это очень зрелищно, под «Щелкунчика»… мурашки по коже.

Ковры из петуний огромными площадями, все полито и ухоженно, фонтанов такое разнообразие, не только здесь, а по всему городу. Вернулись мы поздно, но народу гуляет так много, как днем. Пятница.

«Резиденция Президента».

День девятый Жара. Сегодня надо посетить «Байтерек», «Дворец мира и согласия» и «Хан-Шатыр». «Байтерек» символизирует собой дерево жизни, смену времен года, золотой шар — олицетворяет яйцо (солнце), которое каждую весну откладывает священная птица Самрук, а каждую осень его пожирает дракон Айдахар. В шаре, на высоте 97 м (год провозглашения Астаны столицей) на постаменте золотой отпечаток руки президента Назарбаева. Очень много интересных мест Астаны, это плод его фантазии, большая часть воплощена английским архитектором Норманом Фостером. Подъем на скоростном лифте в шар, платный (500/150 тенге, взрослый/ребенок). Приложились к руке президента и отправились к пирамиде (Дворец мира и согласия) на автобусе. Солнышко припекало очень сильно. Нам хотелось посмотреть на скульптурный комплекс «казахский народ», стелу с птицей Самрук,…

…но еще больше хотелось нырнуть в какой-нибудь водоем. И как по мановению волшебной палочки перед нами предстал фонтан такой формы, что пройти мимо и не намочить ноги в нем, ну невозможно. Сразу появились силы.

Все обсмотрели, и белоснежную, как в сказке, мечеть,…

…и каскадные фонтаны. Теперь можно и в пирамиду, опять через тот самый волшебный фонтан.

Экскурсия по пирамиде (500/300 тенге). В цоколе пирамиды расположен оперный зал, в котором пела Монсерат Кабалье, пирамида с «золотыми пропорциями» спроектирована таким образом, что освещение в оперном зале естественное, свет проникает с 8 этажа. Затем нам показали третий этаж, атриум, если встать в центр и посмотреть вверх, то виден самый верх пирамиды — 8 этаж, на этом месте загадывают желание.

На прозрачных стенах пирамиды изображены 130 голубей, символ 130 народностей, проживающих на территории республики. Все остальные этажи, это офисы. Затем мы отправились на 8 этаж, в зал «Колыбель».

Этот зал держат опоры, как руки и он подвижен. Не очень комфортно, когда не чувствуешь надежной опоры под ногами. В центре этого зала стол-окружность для заседаний с пропастью в середине до 3 этажа — атриума, в этом зале Н.А. Назарбаев впервые собрал представителей всех религиозных конфессий мира. На самом верху на прозрачной поверхности свода изображен флаг Казахстана. Ноги стоптали, устали от жары, поехали в квартиру отдохнуть и подкрепиться. Вечером посетили Хан-Шатыр.

Это самое высокое здание в Астане, создано в форме шатра. Внутри свой микроклимат и пляж с бассейнами, искусственными волнами и песочком, привезенным с Мальдивов. Первые два этажа — это торговый комплекс, множество брендов.

А верхняя часть развлекательная, с кучей всяких кафе, ресторанов, аттракционов, в том числе и экстремальных. Всей семьей здесь можно находиться целый день.

Вышли из комплекса поздно, автобусы уже не ходят. Только встали у обочины, тут же остановилось несколько авто, за 400 тенге (80 руб.) нас довезли до дома. План выполнен, завтра разъезжаемся.

День десятый Проложили маршрут для Сергея и его семьи до Оренбурга. У Навигатора получалось плохо, карты Казахстана работали не так, как хотелось бы, пришлось воспользоваться и типографским атласом. Загрузили наших верных коней, сдали квартиру и в путь. Мы — на Павлодар (440 км) и домой (550 км), Сергей с семьей — на Костанай. Наши приключения на этом можно сказать, закончились. Наши автомобили выдержали это испытание на 5+. За 3 500 км, ничего для себя лишнего не попросили. Разница, конечно же, в расходе топлива. У Lexus мужской аппетит, средний расход за время пути (по компьютеру) вышел 15,1 литров на сотню. Бюджет десятидневного путешествия на четверых: 35 000 рублей:

• 13 000 рублей было потрачено на бензин «Лося», он же — Lexus.

• 10 000 рублей на питание и развлечения.

• 12 000 рублей на проживание.

Сотрудники Жол полициясы имели возможность «обилетить» только раз, и то … в Астане засмотрелись по сторонам, а молодой человек, переходящий дорогу, был неконкретен в своих намерениях. Тут же, как из «табакерки» — полицейский, причем их в городе очень много, стоят вдоль дорог, в руках лишь «волшебная палочка» и планшет (не iPad :)). На жаре, без патрульных машин. Посмотрел документы, рассказали ему про наш маршрут, что вот, мол, на столицу полюбоваться приехали, он попросил быть повнимательнее и … отпустил. Приятно. Описать все великолепие мысли дизайнеров, проектировщиков, строителей в одном тексте не представляется возможным. Фотографий сделано море. Я думаю, выложенными фотографиями нам удалось лишь донести каплю ощущений. Впечатлений у детей масса, да и нам самим наш экспромт показался очень удачным. Теперь нужно готовиться к следующему отпуску и новым впечатлениям. Продолжение путешествий следует…