Храм Пха Тхат Луанг
Если арку Патусай можно назвать символом Вьентьяна, то Золотая Ступа Пха Тхат Луанг является самым главным символом всего Лаоса. В 1991 году Золотая Ступа появляется на государственном гербе страны, заменив красную звезду и скрещенные серп и молот. Сегодня это самая почитаемая лаосская святыня. Ее история это переплетение легенд, преданий и документальных фактов. Официальное строительство Пха Тхат Луанг началось в 1566 году. Этим король Сетхатхират решил ознаменовать перенос столицы королевства Лансанг из Луангпрабанга во Вьентьян. Одновременно с возведением Золотой Ступы были построены четыре, окружающих ее, храма. Но, за почти четыре с половиной века, в ходе многочисленных войн и исторических событий до сегодняшних дней дошли только два храма. Один из них сейчас является официальной резиденцией лаосского буддистского патриарха.
О происхождении Пха Тхат Луанг есть и другая версия. Говорят, что буддистская ступа появилась здесь еще в III веке до нашей эры. В ней была погребена грудная кость Будды. Но археологам удалось обнаружить на этом месте только следы кхмерского монастыря XII века. Конечно, можно считать, что до монастыря здесь ничего не было, только будет ли это справедливым. Ведь за полторы тысячи лет могло произойти немало разных событий. Были войны и миграции населения, земли переходили из рук в руки, что-то разрушалось и восстанавливалось. Не удивительно, что в такой круговерти событий потерялись следы одной ступы. Тем более что никаких документальных свидетельств не сохранилось не только о ступе, но и о монастыре. Может быть, легенда имеет под собой реальное основание.
Словно, от звезды к звезде Пояса Ориона вы перемещаетесь от Президентского Дворца Хор Кхам мимо Арки Патусай к Великой Золотой Ступе Пха Тхат Луанг. Она вырастает из-за холма. Почему-то Ступа установлена не на самой высокой точке, и от Арки Патусай видна только вершина позолоченного шпиля. Пха Тхат Луанг расположена в центре огромного парка. Два храмовых комплекса расположены на его территории. Wat That Luang Neua с северной стороны и Wat That Luang Tai на южной. Сегодняшняя Золотая Ступа восстановлена в своем оригинальном виде. Во время вторжения сиамских войск в 1828 году Вьентьян был почти полностью разрушен. Пострадала и Пха Тхат Луанг. Со временем она пришла полностью в упадок, а грабители довершили разрушение. Ее поверхность была покрыта листами настоящего золота.
Французские колониальные власти в 1900 году предпринимают попытку восстановления Ступы. Но, вероятно, их познания в буддизме были не очень глубоки. Форма сооружения отличалась от оригинала. Но, самое главное, расположение входов не соответствовало канонам. Главный вход оказался с южной стороны, а не с восточной. Нельзя сказать, что это вызвало бурю протеста, но местное население стало проявлять свое недовольство. Спустя тридцать лет была предпринята новая попытка реставрации. Но, помня о неудачном предыдущем опыте, реставраторы используют в своей работе эскизы французского исследователя и художника Луи Делапорта. В 1867 году он один из первых обнаружил заброшенную ступу. И, с особой тщательностью, сделал множество её детальных эскизов и описаний. Реставрационные работы проводились с 1931 года по 1935. На этот раз качество работы удовлетворило всех. Последний раз Пха Тхат Луанг покрывалась позолотой в 1995 году. Честно говоря, косметический ремонт Золотой Ступы сейчас был бы не лишним.
Храм Пха Тхат Луанг представляет собой трехъярусную конструкцию, обнесенную стеной с четырьмя входами. В действительности, стена – это элемент галереи построенной вокруг Ступы. В ней выставлены фрагменты каменных статуй Будды, пережившие не одну войну. Целых почти не осталось, а в некоторых, вообще, сложно опознать принадлежность к скульптуре. Но, тем не менее, ко всем священным камням почтительное отношение. На некоторые из них паломники наклеивают листики сусального золота. В жаркий солнечный день приятно в тени галереи пройти вокруг Золотой Ступы, увидеть все ее величие. Сорок пять метров высоты позолоты оставляют незабываемое впечатление.
Широкая часть с небольшим уклоном создает основание Ступы. С четырех сторон стоят небольшие алтари, где паломники оставляют приношения. Напротив восточного и западного входов на втором уровне Ступы небольшие молельные беседки. Нередко можно застать там молитвенную церемонию. Если вы не знаете лаосского языка, то смысл молитвы уловить будет непросто. Но обращает на себя один из моментов церемонии. Обычно буддисты во время молитвы принимают позу лотоса или, став на колени, сидят на своих пятках. В Лаосе широко практикуется другая поза. Ее часто можно видеть на росписях храмов. Молящиеся поджимают ноги под себя, но при этом подворачивают их в сторону.
На втором уровне Пха Тхат Луанг стоят тридцать малых ступ. Знатоки буддистского символизма легко смогут в них опознать тридцать добродетелей. За ними начинается непосредственно Великая Ступа. Ее вершину венчает четырехсторонний изогнутый шпиль. Вся конструкция проникнута сакральным смыслом. Священные камни на каждом уровне, украшения каждого архитектурного элемента, все является носителем определенных символов.
Помимо того, что Пха Тхат Луанг является символом Лаоса, она еще имеет статус то ли музея, то ли туристической достопримечательности. Вход внутрь платный. Это подразумевает не только покупку билетов, но и определенные часы работы. Попасть туда можно только с 8.00 до 16.00, при этом есть обеденный перерыв с 12.00 до 13.00. Сам осмотр Золотой Ступы занимает немного времени. Но интересны и окружающие достопримечательности. Им тоже стоит уделить внимание. Сложно сказать, что оставит большее впечатление от посещения.
Перед западным входом в храм Пха Тхат Луанг находится памятник, изображающий сидящего короля Сетхатхирата. Это выдающаяся историческая личность, глубоко почитаемая в Лаосе. Основатель Вьентьяна и Золотой Ступы, защитник своей страны и реформатор. К сожалению, его жизнь была прервана в результате заговора. Для лаосцев памятник королю не менее свят, чем все находящееся в этом парке. Перед входом на территорию Пха Тхат Луанга люди сначала приходят к королю, чтобы оставить у его подножия ароматические палочки и подношения.
В южной части парка находится храм Wat That Luang Tai. Главной его достопримечательностью можно назвать многометровую золотую фигуру лежащего Будды под открытым небом. Но это не значит, что в этом храме больше нечего посмотреть. Традиционная лаосская архитектура всегда очень интересна. Здесь же находится и монастырь. Поэтому много строений для проведения различных церемоний. Один из павильонов поражает своей потолочной росписью. Каждая из картин рассказывает о каком-то эпизоде из жизни Будды. Возможно, некоторые сюжеты являются иллюстрациями к буддистским заповедям. Конечно, дополнительная информация была бы нелишней, но смысл изображенных сцен понятен. Эту летопись в картинках можно рассматривать долго, открывая для себя новые грани буддизма.
На территории храма Wat That Luang Tai встречаются просто интересные вещи. Например, в павильоне для церемоний к потолку подвешен резной деревянный желоб в виде дракона. Обычно он используется во время лаосского Нового Года Бун Пимай Лао. В него наливается вода, а вытекающими струями омываются статуи Будды. На улице, перед одним из зданий, стоит макет длинной традиционной лаосской лодки с драконьей головой впереди. Она такая узкая, что гребцам нужно работать очень слаженно, чтобы удержать равновесие.
В северном храме Wat That Luang Neua располагается резиденция лаосского буддистского патриарха. Весь комплекс отличается какой-то солидностью и монументальностью. В одно из зданий ведет широкая каменная лестница. По ней поднимаются единичные посетители. В лаосских храмах замечаешь одну особенность. В них редко можно встретить кого-нибудь из служителей или смотрителей. Каждый входящий как бы предоставлен сам себе. Можно оказаться в одиночестве посреди огромного богато украшенного зала, созерцая удивительные по красоте ритуальные предметы. В холле выставлены картины на буддистские темы. Разные стили и техники исполнения, но объединенные одной мыслью. В таких местах иногда сложно определиться, что это – буддистский храм, музей или картинная галерея.
Значение Пха Тхат Луанг для лаосцев очень велико. В честь храма здесь проводится фестиваль Большой ступы. Он длится три дня, и выпадает на время полной луны 12-го лунного месяца в ноябре. Но и в обычные дни сюда приезжают монахи и представители монастырей и храмов со всего Лаоса. Возможно, кто-то посещает проводимые здесь церемонии, а кто-то встречается с патриархом. Священнослужители пользуются большим уважением у мирян. Достаточно увидеть машины, на которых их привозят, и с каким почтением относятся владельцы машин к своим пассажирам. И не имеет значения, в какую одежду одет священнослужитель. Это может быть монашеское рубище из грубой оранжевой ткани или богато расшитая одежда духовного лица высокого сана. Отношение будет одинаковым.
Возле Пха Тхат Луанг есть небольшой сувенирный рынок. В основном там стандартный ассортимент подобных торговых точек. Но есть несколько прилавков с уникальными вещицами. Они привлекают внимание не только туристов, но и приезжих священнослужителей. Нередко можно увидеть долгие диалоги между ними и продавцами. Хотя, возможно, речь идет не о какой-то вещи, а ведется духовная беседа. Но видно, что ее участники остаются друг другом довольны. Чтобы оставить себе воспоминание о посещении такого интересного места, можно подобрать себе какой-нибудь сувенир. Не важно, чему вы отдадите предпочтение – письменному набору в виде Золотой Ступы, сувенирной тарелочке или старинной фигурке Будды, но все они будут напоминать о главной лаосской святыне. И только вы будете знать, что кроме Пха Тхат Луанг здесь есть немало такого, что может поспорить оставленным впечатлением с самой Золотой Ступой.
Нет комментариев