Путешествие на велосипеде привлекает разными преимуществами: физической нагрузкой, которой так не хватает офисному работнику, возможностью увидеть страну вблизи, неторопливо проехав ее, а не пронесясь мимо в автомобиле по скоростному шоссе или в кресле самолета, на велосипеде можно попасть в места, куда доступ автомобилям по разным причинам заказан (национальные парки, территории без автодорог).
Недостатки, казалось бы, очевидны: каждый километр должен быть преодолен усилием собственных мышц. Однако не стоит думать, что для подобного путешествия нужны многомесячные тренировки: есть место, где велопутешествие доступно практически любому, — Нидерланды. Такая любовь к двухколесному транспорту имеет и объективные причины (страна плоская и густонаселенная), и долгую историю. Велосипедизация началась в конце XIX века, и уже в дорожных правилах начала XX века описаны правила езды на велосипеде по дорогам общего пользования. Местные говорят, что во время Второй мировой оккупировавшие страну немцы осуществили реквестирование велосипедов, на чем основана историческая национальная обида. Сегодня правила требуют от велосипедиста подавать знаки, иметь светоотражающие элементы, фару и звонок.
Технические детали
Магазины, парковки и сервисы расположены чуть ли не на каждом углу — самостоятельным ремонтом двухколесного коня можно заниматься исключительно из интереса, но не по необходимости. Почти весь общественный транспорт предполагает возможность проезда с велосипедом, иногда за небольшую дополнительную плату.
Несмотря на крайне высокий уровень велосипедизации, страна, честно говоря, не блещет разнообразием моделей. Конечно, есть любители спортивной езды по бездорожью или шоссейных гоночных снарядов, но они составляют исключительное меньшинство. Король голландской дороги — «фитц» (fiets, в переводе — просто «велосипед»): крайне простой снаряд, зачастую с женской рамой, изогнутым рулем, защитой цепи и крыльями, достаточно тяжелый (что не так критично в силу рельефа). Велосипед оснащен задним ножным тормозом и передним ручным, а также хотя бы одним багажником, а лучше двумя, на один из которых часто ставится корзина. Скоростей на нем либо нет вовсе, либо всего три. В большинстве стран, в том числе и в России, такой тип называется городским велосипедом.
Конечно, никто вам не запретит пользоваться и более продвинутой техникой, но так вы будете выглядеть чужаком на местных улицах. Понты у местных не в почете, даже наоборот — они часто предпочитают состаривать велосипеды и придумывать различные приспособления вроде трещоток, чтобы они производили дополнительный шум. Тем более, хороший велосипед привлечет дополнительное внимание воришек, которых в стране достаточно много. Защищаются от них по-разному, в первую очередь все-таки невысокой стоимостью велосипеда — в очень добротном состоянии и несколько бывший в употреблении, он никак не будет стоить дороже €200. Впрочем, в амстердамских магазинах вполне пригодный для путешествия велосипед можно купить за €100–120. Крайне не рекомендуется покупать ворованные велосипеды. В Амстердаме нередко джанки (наркоманы) продают с рук только что украденные байки по очень сходной цене, пытаясь заработать себе на дозу. Местное правосудие, крайне толерантное к мелким правонарушениям, сурово карает пойманных велосипедных воров и их подельников, которым вы таким образом станете.
Где взять велосипед: покупка, прокат
Прокаты существуют или как отдельный бизнес для туристов, или вместе с ремонтом и продажей велосипедов. Как правило, можно найти велосипед в аренду не дороже €7 в день, включая страховку (последняя как раз нужна на случай воровства — достаточно вернуть ключи вместо велосипеда, и вам ничего не грозит). Часто с продавцами можно договориться сразу об обратном выкупе велосипеда после того, как вы прокатитесь по стране.
Когда берете велосипед в аренду или покупаете, обратите внимание на наличие багажников, света и звонка (обязательны по закону и немало полезны), работу тормозов, накачанность шин (убедитесь, что они не спускают), удобство кресла. Дополнительное оборудование вам вряд ли потребуется, равно как и специальная одежда. Впрочем, запаситесь дождевиком, не забывая местную поговорку: «Если вам не нравится погода, подождите 15 минут».
Конечно, два последних абзаца не относятся к тем, кто готов привезти с собой велосипед из дома. Для транспортировки на самолете он должен быть подготовлен и упакован: голландская авиакомпания KLM требует упаковки в специальные коробки (продаются в амстердамском аэропорту «Схипхол»), но, наверное, подойдет и чехол. У велосипеда должен быть выкручен руль и снято переднее колесо. «Аэрофлот» перевозит байки бесплатно (в рамках весового лимита на багаж), KLM требует предварительно купленного билета за €55.
Планирование поездки
Общая длина национальной сети велодорожек превышает 30 000 км, притом что полный крюк по стране не превысит 500 км. Нет проблем в Голландии и с гостиницами, кафе, ресторанами, знанием английского языка и иными вопросами, которые могут интересовать путешественника.
Для планирования поездки можно пользоваться как обычными Goggle Maps (они умеют прокладывать лучшие веломаршруты), так и специализированными местными сайтами (nederlandfietsland.nl). При желании не составит труда найти туроператора, который организует веломаршрут: арендует велосипед, забронирует гостиницу и даже организует перевозку багажа до места следующей ночевки, чтобы вы могли спокойно крутить педали. Если вы не хотите сильно напрягаться, не стоит ехать в Лимбург — это чуть ли не единственное место в стране, где есть холмы.
Нет комментариев